В театре «Школа современной пьесы» — премьера спектакля «Фаина. Эшелон»

В театре «Школа современной пьесы» — премьера спектакля «Фаина. Эшелон»

В московском театре «Школа современной пьесы» — премьера. Спектакль «Фаина. Эшелон» посвятили тем, чье детство и юность прошли в годы Великой Отечественной войны.

На афише этого спектакля «Школы современной пьесы» — портрет матери основателя и худрука театра, режиссера Иосифа Райхельгауза. В основе — воспоминания Фаины Райхельгауз, чье детство и юность пришлись на годы Великой Отечественной войны.

«Когда маме исполнялось 80 лет, я сказал: «Знаешь, запиши это не художественно, не литературно, а просто запиши, потому что это факты целого поколения. Это жизнь людей, которая должна быть хоть как-то зафиксирована». Она это записала. Потом я кому-то показал. Напечатали в одном журнале, в другом. Потом книжечку издали», — рассказал народный артист России Иосиф Райхельгауз.

Только когда эту повесть взяла и стала читать Елена Санаева, Иосиф Райхельгауз понял, это должен быть спектакль. Придумал, что с самого начала она варит семейный райхельгаузский борщ и параллельно ведет свой рассказ. Именно так всегда делала его мама.

Так, в домашней, непринужденной обстановке, кидая в кипящую воду картошку, героиня озвучивает жуткие свидетельства войны. О том, как разбомбило эшелон, где она девочкой ехала с родителями, и их тогда убило. Как немцы расправлялись с евреями в деревнях под Одессой, где они жили. Как выживали в эвакуации в Узбекистане. Самое необычное в этом спектакле — интонация главной героини: простая, почти ровная, обыденная.

«Я видела кусочек из одного спектакля, не буду называть какого. И об ужасах женщина рассказывала, так переживая, что я не хотела этого видеть. Я посмотрела минуту, видеть этого не хотела! Фактура такова — тебя все равно забирает, но ты обязан это держать при себе. Если у кого-то возникают слезы, то это должны возникнуть слезы не мои, не от моих переживаний, а от сочувствия этим людям у зрителей», — поделилась заслуженная артистка России Елена Санаева.

Все зрители сидят за огромным сколоченным из досок столом. Все вместе, будто едут в том самом эшелоне, где было место и теплым байкам, и огромной трагедии.

Художник-постановщик спектакля Мария Трегубова, лауреат «Золотой маски», известна своими постановками с Дмитрием Крымовым и Андреем Могучим. Маша — дочь Иосифа Райхельгауза.

«Мы вообще с папой вместе не работаем. Я считаю это правильно, родственники не должны работать вместе, но это такой особый случай — праздник, день воспоминаний. Потому что это спектакль про мою бабушку и папину маму, это история ее жизни, которую я слышала много раз. И это уже в крови», — призналась Мария Трегубова.

Этот спектакль — такой семейный, грустный и тяжелый — завершается всеобщей трапезой. Зрителей угощают свежесваренным борщом. Отведав его, можно снова задуматься о том, что история эта хоть и личная, но очень похожа на те, что хранит каждая семья в нашей стране.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>