Законопроект об ужесточении санкций против РФ вышел на финишную прямую

Законопроект об ужесточении санкций против РФ вышел на финишную прямую

Палата представителей США во вторник подавляющим большинством голосов (419-3) приняла законопроект, который ужесточит санкции против России и лишит президента Дональда Трампа полномочий по их смягчению. Теперь документ, который также расширяет санкции против Ирана и КНДР, направится на утверждение в сенат США. Впрочем, голосование там будет скорее техническим, поскольку изначально текст и был подготовлен верхней палатой, которая также поддержала его почти единогласно (97-2). Точной даты голосования пока не назначено, но сенаторы сигнализировали о готовности принять документ в ближайшие недели. Лидер демократов в сенате Чак Шумер призвал спикера палаты «вынести его на голосование максимально быстро».

После этого он ляжет на стол хозяину Белого дома. «Президент поддерживает жесткие санкции в отношении КНДР, Ирана и России, но Белый дом пока изучает законопроект палаты представителей и ожидает его окончательного утверждения», — сообщила пресс-секретарь администрации Сара Сандерс, комментируя итоги голосования. До этого администрация выражала недовольство урезанием полномочий президента по смягчению рестрикций.

Президент США обладает полномочиями заблокировать документ, однако с учетом мощной поддержки в конгрессе этот шаг стал бы лишь отсрочкой. Законопроект все равно вступит в силу, если за него проголосуют более 2/3 состава каждой из палат, что в данном случае сомнений не вызывает. Своим вето президент мог бы устроить политический демарш и продемонстрировать несогласие с попытками конгресса связать ему руки. Однако большинство экспертов уверены, что Трамп «проглотит» выпад законодателей и не станет портить отношения со своими союзниками на Капитолийском холме в разгар баталий о внутренних реформах.

«Практически нет сомнений, что президент подпишет документ, поскольку конгресс в противном случае практически наверняка преодолеет его вето», — прокомментировал исполнительный директор авторитетного в США Центра за национальные интересы (Center for the National Interest) Пол Сандерс.

Какой сигнал новые санкции посылают Москве?

Принятие законопроекта — вотум недоверия конгрессменов политике Дональда Трампа по России. Причем как союзных ему республиканцев, так и оппозиционных демократов. И те, и другие критиковали Трампа за отказ признать доминирующую в Вашингтоне точку зрения о том, что Москва причастна к кибератакам на избирательные институты США в 2016 году. Хозяин Белого дома высказывал мнение, что «это могла быть Россия, но мог быть и кто-то другой». Это в сочетании с предвыборными обещаниями «поладить с РФ» привело конгрессменов к уверенности в том, что Трамп не намерен давать отпор Москве. Их ответом стал законопроект, который на долгосрочной основе закрепит один из существенных раздражителей в двусторонних отношениях и, тем самым, может ударить по первым попыткам новой администрации вывести из кризиса диалог с Москвой.

Напомним, что во время предвыборной кампании Дональд Трамп последовательно обещал «поладить с Россией» и неоднократно намекал на готовность смягчить санкции в случае налаживания взаимовыгодного диалога по другим направлениям. Более того, президент, как недавно сообщила пресс-секретарь Белого дома, до сих пор отказывается принимать вывод американского разведсообщества о вмешательстве РФ в предвыборный процесс в США. А ведь именно это стало поводом для введения части санкций по решению Барака Обамы, которые теперь и закрепляет конгресс.

На этом фоне заявления Трампа о поддержке жестких санкций против России выглядят явно вымученными. Получается, президент США поддерживает меры против РФ, но при этом отвергает одну из ключевых причин их введения. Какая-то бессмыслица, наказание без преступления. Кроме того, за полгода его администрация ни разу не высказывала инициативы о новых санкциях против России, законопроект был полностью разработан в конгрессе.

На деле, ужесточение риторики — явная уступка Трампа давлению политического истеблишмента. Если президент подпишет документ, а это практически неизбежно, это станет явным сигналом о том, что на данном этапе он либо не может, либо не хочет плыть против мощного антироссийского течения в Вашингтоне. В борьбе внешнеполитической элиты, традиционно настроенной против России, и президента-новичка, грозившего «поладить с РФ» вопреки истеблишменту, счет становится 1-0 не в пользу Белого дома. Что еще больше размывает картину внешней политики новой администрации, очертания которой и без того угадать непросто.

Наконец, происходящее вокруг законопроекта поднимает для Москвы важные вопросы. Долго ли еще имеет смысл ориентироваться на предвыборную и даже текущую риторику Трампа если тот не определяет политику США отношении России, по крайней мере, не полностью? Способен ли президент США предложить что-либо Москве в таких условиях? Насколько прочными могут быть любые договоренности с ним, если вашингтонские элиты могут вынудить его изменить свой подход на противоположный?

Ведь, например, когда президент РФ Владимир Путин не стал зеркально отвечать на последние санкции Барака Обамы в конце прошлого года, он подчеркнул готовность исходить из будущей политики новой администрации. И предвыборная риторика Трампа давала обнадеживающие сигналы. Так, он назвал «отличным ходом» решение Кремля придержать зеркальные меры. Но ответного хода так и не последовало, а теперь конгресс, по сути, и вовсе лишил Белый дом этой возможности.

Эксперт «РГ» полагает, что решения конгресса по санкциям «будут зависеть от политики России, особенно в отношении Украины, что в свое время и было базисом» для введения первых пакетов санкций. На взгляд специалиста, несмотря на документ, у Вашингтона и Москвы останется возможность для движения вперед. «Если президент сможет наладить двусторонние отношения таким образом, чтобы это явно отвечало интересам США, у него будет больше гибкости», — заметил Пол Сандерс, отвечая на вопрос о том, оставят ли конгрессмены пространство для маневра Белому дому.

На просьбу прокомментировать возможность раскола между США и ЕС из-за законопроекта, который подвергался критике из европейских столиц, эксперт выразил мнение, что «это будет зависеть от конкретной имплементации санкций и их влияния на компании из Европы».

Что нужно знать о законопроекте конгресса США

Документ придает статус закона рестрикциям, которые были введены против РФ исполнительными указами администрации Барака Обамы после кризиса на Украине в 2014 году и из-за приписываемых России попыток влияния на выборы в США в 2016 году. Они накладывают ограничения на военное и военно-техническое сотрудничество РФ и США, нацелены на ущерб финансовому и энергетическому секторам российской экономики, а также направлены против отдельных лиц и компаний из России.

Законопроект лишает президента США полномочий распоряжаться санкциями по своему усмотрению. Теперь он может предпринимать такие шаги только с разрешения конгресса. Это касается и вопроса арестованных в США дачных комплексов, принадлежащих РФ.

При желании смягчить санкции глава государства должен письменно запросить законодателей и пояснить причины. На Капитолийском холме в течение 30 или 60 дней (в зависимости от сроков подачи запроса) вольны принять или отклонить предложение о смягчении санкций.

Доминирующие в конгрессе антироссийские настроения в обозримой перспективе не дают поводов рассчитывать на согласие конгрессменов смягчать санкции против РФ. Таким образом, документ лишает Дональда Трампа гибкости в использовании санкций и сковывает его политику на российском направлении.

Законопроект не только закрепляет, но и ужесточает действующие ограничения. Максимальный срок финансирования российских банков, которые входят в «черные списки» минфина США, сокращен с 90 до 14 дней. Предусмотрены дополнительные ограничения на компании нефтегазового сектора. Документ поручает администрации выступать против газопровода «Северный поток-2», который планируется построить от побережья России к Германии.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>