Полотна Фалька, Лентулова, Куприна, Ларионова и других знаменитых художников из объединения «Бубновый валет» привезли на XI Платоновский фестиваль. Свои экспонаты для масштабного выставочного проекта предоставили Третьяковская галерея и еще шесть музеев России.
«Бубновый валет» был творческим союзом, куда входили очень разношерстные мастера. «Сезанисты» Илья Машков и Александр Осмеркин, футурист Давид Бурлюк, тяготевшие к «лучизму» Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, лирик Фальк… Объединяла их, по воспоминаниям Петра Кончаловского, «потребность пойти в атаку против старой живописи».
Первая выставка этой группы состоялась в конце 1910 года, в 1917-м организация распалась. Но сами художники продолжали развиваться в русле тех авангардных течений, которые были им близки, и активно преподавали. За последующие 15 лет вокруг них сложилась плеяда талантливых учеников. Судьбы авангардистов сложились по-разному: от забвения до эмиграции, от мучительных компромиссов с соцреализмом до «запрета на профессию». Но история расставила все по своим местам, и сегодня русскую живопись первой трети ХХ века высоко ценят во всем мире.
Волею судеб многие работы авангардистов оказались разбросаны по провинциальным музеям. Для Платоновского фестиваля картины привезли из Москвы, Курска, Рязани, Саратова, Тулы и Ярославля.
— Это очень солнечное, динамичное искусство, — подчеркнул директор Курской картинной галереи имени А. Дейнеки Игорь Припачкин. — Жизнь прекрасна — и бубнововалетцы утверждают это всеми силами своей молодой энергии. Они сочетают высокий профессионализм, знание законов композиции, законов живописи — и умение их нарушать.
Здесь сочные фрукты крупнее своих едоков; холмы и домишки в южных пейзажах словно кто-то сгреб ладонями в кучу; портрет скроен из десятка отражений в зеркале… Вместо рисованных тазов и душевых — куски настоящей трубы прямо на холсте: предметный мир выпукл и осязаем, фигурка голой купальщицы — лишь пятно на плоскости.
В проекте Платоновского фестиваля «Бубновый валет. Эманация -измов» собрано много натюрмортов. По мнению Припачкина, авангардисты возвращали этому жанру экзистенциальный смысл:
— В XVII веке, у голландцев натюрморт, даже если он был цветочный или рыбный (я сейчас специально не беру во внимание такой вариант, как vanitas), всегда имел философский, религиозный подтекст. Потом XVIII-XIX века «вычистили» из натюрморта содержание, сделали его декоративной картиной. И вот декоративность вновь наделена специфической метафизикой. Посмотрите на натюрморты Куприна: стена тут не просто прямоугольник, а какое-то движение пятен, центральные предметы могут напоминать плоские шахматные фигуры на доске, где-то «пританцовывать», орнамент на жостовском подносе изображен вертикально, как настоящий букет…
Аристарх Лентулов формирует пейзаж из полупрозрачных плоскостей, расположенных под разными углами. Петр Кончаловский соединяет импрессионистское изображение в духе Сезанна с элементами кубизма.
— Модернизм уходит корнями в античность. Можно сказать, что бубнововалетцы второй раз прорубили окно в Европу, открыли нам Францию — но и «русифицировали» ее, — добавил директор Курской картинной галереи. — Реалисты работают так, чтобы мы не обращали внимания на технику живописи, видели не портрет как произведение, а живого человека. Авангардисты и импрессионисты, напротив, утверждают: важен не только объект, но и то, как я его изображаю. Красочное месиво тоже может быть объектом эстетического наслаждения. Как стеклышки в калейдоскопе — всего лишь оптический эффект, а сколько удовольствия!..
В духе своего революционного времени бубнововалетцы «впускали» в искусство грохот улиц, грубость вывесок и балаганный юмор, переосмысляли архаические традиции, отметили кураторы выставки.
— В частности, Михаил Ларионов был вдохновителем примитивизма — направления, которое опирается на русский лубок. Народное искусство интересовало этих художников как альтернатива традиционной работе в мастерской — работе, зачастую ориентированной на узкий круг заказчиков. Авангардисты хотели сделать свое искусство частью атмосферы народных гуляний, площадных праздников, — пояснила директор Воронежского художественного музея имени И. Крамского Ольга Рябчикова.
Выставка доступна до 25 июля по адресу: Воронеж, проспект Революции, 18 (музей имени И. Крамского). В дни Платоновского фестиваля — до 20 июня — зал открыт ежедневно с 10 до 19 часов. Касса прекращает работать на 45 минут раньше. Расчет — только наличными. С 21 июня посетить выставку можно будет по обычному графику музея.
Оставить комментарий