В Петропавловской крепости представили «Зерцало Петра Великого» — конструкцию для демонстрации трёх указов российского императора из собрания Государственного музея истории Петербурга. Выставка приурочена к 350-летию со дня рождения Петра Первого.
Указу о хранении прав гражданских — ровно 300 лет. 17 апреля 1722 года Петр Первый утвердил документ о новом правовом пространстве. Причем пространство создавали буквально в интерьерах всех государственных учреждений. На столы ставили доску с этим указом. Она, как зеркало, напоминало — все вопросы в Российской империи нужно решать по закону. Позже появились еще два документа — о государственных уставах и о том, как вести себя в судебных местах.
Ирина Карпенко, учёный секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга: «Там есть текст о том, что ни в коем случае нельзя повторять поведение Шафирова, который ругался и кричал в октябре 1722 года в Сенате. И вот если такое будет повторяться — не только Шафировым, а вообще — этого негодяя надо арестовать и заключить под стражу».
С момента издания и до февральской революции эти три документа не менялись. Для их равноценной демонстрации создали трехгранные призмы.
Сначала простые, потом все более пышные — зерцало из бытового превратилось в предмет искусства. Этот экспонат — времен Александра Второго. Сомнений в датировке не оставляет вензель императора. Выполненный из позолоченной бронзы, предмет тяжелый — в одиночку не поднять. Вполне возможно он занимал почетное место в Сенате.
Венчает конструкцию символ Российской империи. Правда, у этого орла не две, а три головы. Сделано это специально, чтоб добиться визуального эффекта. Какой из документов мы бы ни читали, перед нами всегда двуглавый орел.
После революции с зерцалами боролись как с приметой царского режима. В столице и провинциях их было бесчисленное множество. Уничтожили почти все.
Ирина Карпенко: «Мы выставили, так скажем, парадной частью, нетронутой частью к зрителю, этот предмет. А если зайти сзади, то видно, что одна лапка орла, она не сохранилась — ее нет. Скорее всего орла повредили после революционных событий».
Теперь на всю Россию не больше 50 зерцал. Шесть — в фондах музея истории Петербурга. А ведь эта призма на ножках была настоящей эмблемой правосудия и глубоким символом в искусстве.
В иконописи зерцалом называют прозрачную сферу в руках Архангела. Она означает Божественный закон. Теперь уже устаревшее слово можно встретить в литературе XIX века при описании чиновничьей России. Собакевич у Гоголя сидел в зале присутствия, заслоненный зерцалом.
«Собакевич — он же чем занимается? Он занимается с Чичиковым подлогом, махинацией. И это подчеркивает неправедность деяний, которые они совершают», — рассказала Ирина Карпенко.
Разнообразие форм декора при неизменном содержании. Зерцала прослужили империи чуть меньше двух веков. Вокруг этих предметов сложились церемонии и ритуалы. Их даже освещали в церкви и сопровождали крестным ходом.
Оставить комментарий