— Мой муж бармен в местном «пятизвезднике», — приводит самый живой пример русская жена турецкого мужа, уже 6-й год постоянно проживающая в Анталии. — Его зарплата 7 тысяч лир в месяц плюс чаевые, которых в последнее время почти нет, у гостей тоже не лучшие времена, чтобы на чай раздавать. А аренда самого простенького жилья в районе Анталии — от 6 тыс лир и выше. Хорошо, что у нас свой дом.
— Но причем тут релоканты из РФ?- При том, что это они и взвинтили цены. Младший персонал отеля — горничные, уборщики столовой, помощники повара, разнорабочие — в основном из деревень не на побережье, а из глубинки. А работа у них в 5-6 утра начинается, домой не наездишься. Раньше они снимали себе скромное жилье возле отеля, а теперь не могут себе позволить, аренда дороже зарплаты. А им еще семью кормить, вот и увольняются.
Заглядываем в официальные сводки турецких риэлторов: цены на аренду жилья в целом по Турции по состоянию на осень выросли на 184,6% относительно осени прошлого года, а в Анталии и окрестностях — на 235,8%.
— С чего такой рост? — интересуемся у рускоязычного риэлтора, работающего в Анталии.
— Наплыв наших релокантов. Они все прибывают, жить где-то надо, а районы иностранцам не все разрешены. У турков тоже коммерция в крови, поэтому все хозяева, имеющие даже самые скромные углы в разрешенных релокантам районах, тут же подняли цены. А поскольку основной приток русских на ривьеру, то и основной рост цен там. Что и вытеснило местных арендаторов.
— Но своим-то могли бы и скидки дать!
— Я же говорю, турки сами очень коммерческие люди. Зачем им сдавать дешевле своему, если можно сдать дороже чужому?!
Действительно, но тогда отчего турецкая туротрасль даже на официальном уровне плачется, что отельеры остались без самого низкооплачиваемого, но на деле самого жизненно необходимого отелю штата работников «руками», ведь в это понятие входит уборка, починка, мытье посуды и санитарно-гигиеническая обработка мест общего пользования, а это не только туалеты, как мы привыкли думать, но и места, где готовят еду, бассейны, СПА-зоны, сауны и хаммамы и прочее.
— Больше всех страдают от этого большие «пятизвездники», где все включено, — делится хозяин небольшой «трешки» в Сиде. — У меня, например, моя семья вся в отеле работает. Дочки на ресепшене дежурят, сын главный администратор, дядя шеф-повар в ресторане. Убираются тоже свои, из дальней родни. И если бы у них возникли проблемы с жильем, я бы без проблем их поселил прямо в отеле, отдал бы часть номеров. Если по двое-трое в номере, то всего несколько комнат понадобилось бы. Но у меня отель маленький, а в пятизвездниках штат огромный. Если их всех селить прямо в отеле, гости станут возмущаться.
— Ну тогда хозяева таких гигантов могли бы сами оплачивать аренду жилья для своего персонала!
— А они вроде и оплачивали. Вернее, она как бы уже включена в рыночную оплату труда персонала этой квалификации. Обслуга по всему побьережью получает примерно одинаково, отельеры договорились между собой держать цены, иначе наступит хаос. А в пандемию и так все подразорились, доплачивать работникам на аренду никому неохота.
— И что же эти хозяева станут делать? Сами будут убирать номера? Или жен своих приведут? Ваша пресса пишет, что персонал увольняется прямо партиями.
— Знаю только про один большой отель в Кемере, у меня там родственник работает. Там собрались строить отдельный жилгородок для персонала. Но это тоже и вложения, и время. Не знаю, что у них получится. Пока все только жалуются, что русские уже выдавили с курортного побережья даже самих турков.
По сведениям от самих владельцев «пятизвездников», в их «профсоюзе» уже паника. Ходят слухи, что власти готовят новый циркуляр, согласно которому отелям, «недоукомплектованным» персоналом, положенным по количеству «звезд», будут либо снижать звездный статус (а значит и цены), либо и вовсе закрывать.
— А наши релоканты вон жалуются, что работы у вас нет. Вот их и возьмите! — советую расстроенному совладельцу большущего отеля в Кемере.
— В том-то и дело, что в циркуляре сказано, что плохо обученные работники-мигранты» роняют статус отелей и наносят ущерб всей национальной туротрасли. Можно нанимать только квалифицированный персонал.
— Извините, но к вам наши с высшими образованиями прибыли!
— Боюсь, для работы в турецком отеле его не хватит. Посмотрите в нашу инструкцию. Персонал турецкого «пятизвездника» обязан грамотно изъясняться, как минимум, на трех языках — на турецком, английском и еще одном европейском. Официант сдает экзамен по маркам и годам урожаев самых ходовых вин. Требования к сервировке каждый сезон обновляются, работники ресторана должны сами следить за этой «модой». Это, конечно, не первая необходимость, но отель высшей категории не должен отставать от уровня конкурентов.
Тем временем, будто подслушав нашу беседу, турецкая туротрасль в лице одного из своих ведущих экспертов официально заявила: «Даже если ваш отель выглядит как дворец из мрамора, но персонал внутри не знает языков, официант не знает, куда положить ложку и вилку, и какой марки вино, которое он предлагает — вы не можете обеспечить пятизвёздочный сервис. И это удар по турсектору!»
Оставить комментарий