Традициям изменять нельзя. Настоящая весна в культурной жизни Москвы всегда приходит вместе с Днями Александринского театра — а начнутся они уже в эту субботу, 1 апреля. За неделю прославленная петербургская труппа сыграет на сцене МХТ им. Чехова самые свежие премьеры, а еще — впервые за всю историю Дней — вновь вернется в столицу летом и будет ждать зрителей уже в Большом театре. Художественный руководитель Александринки Валерий Фокин рассказал «РГ» о гастрольной афише и о том, как настоящая дружба помогает сохранить культурные мосты.Для Александринского театра гастроли в Москве — всегда большое событие. Как вы отбирали спектакли и что привезете в столицу на этот раз?
Валерий Фокин: Любые гастроли для нас, конечно, экзамен, а гастроли в Москве — особенно. Мы знаем, что нас здесь ждут, любят, и это очень важно. Наши приезды традиционны: у нас существует очень правильная, как мне кажется, договоренность с МХТ им. Чехова — когда-то она была достигнута еще с Олегом Павловичем Табаковым, потом прервалась, но сейчас снова возобновилась. На легендарной сцене сыграем три последних премьеры: «Отелло» главного режиссера Александринского театра Николая Рощина, «Процесс» по Кафке в постановке Аттилы Виднянского и «Тварь» Никиты Кобелева по мотивам «Мелкого беса» Федора Сологуба. Все эти спектакли сделаны разными режиссерами — это и разница стиля, и разница в возрасте.
Вообще художественное разнообразие — один из принципов Дней Александринского театра, но тут важно понимать, что разнообразие — это не всеядность. Важны интерпретации, необычный, интересный подход. Вот как раз с этой точки зрения эти три постановки любопытны.
Вы впервые проводите Дни Александринки, говоря по-театральному, в два акта…
Валерий Фокин: Да, в июне мы должны показать в Москве мой спектакль «1881» — об окончании правления Александра II и восхождении на престол Александра III. Сейчас у нас идут довольно трудные переговоры с Большим театром — договоренность есть, но технически условия Большого не очень позволяют нам играть эту премьеру, так как в ней особая сценография: играем мы в середине партера, а не на сцене. Мы пытаемся эти сложности преодолеть, и я надеюсь, преодолеем. Но если нет — сыграем не в Большом театре, а где-то еще.
Я думаю, что «1881» надо обязательно показать в Москве — знаю, что его очень ждут, на него в Петербург приезжают из самых разных городов, и из Москвы в том числе. И дело не в том, что это моя премьера, а в том, что это общественно значимый спектакль, в нем затронуты вопросы нашего сегодняшнего бытия и затронуты они на историческом материале. Поэтому мы в любом случае обязательно привезем его в столицу.
Александринка, вопреки всем обстоятельствам, сохранила многие международные контакты. Вы провели Дни своего театра в Сербии, совсем недавно вышла ваша премьера «REX» в Национальном театре Венгрии в рамках Театральной Олимпиады. Как это удается?
Валерий Фокин: Благодаря многолетним дружеским отношениям. И до меня, и при мне — а в этом году исполняется 20 лет моей работы худруком — у Александринского театра было налажено огромное количество контактов, но в силу сегодняшней ситуации они, конечно, поутихли и отложились в сторону. Есть театры, которые могут — не говорю «хотят», потому что хотят, между прочим, все! — продолжать с нами отношения, потому что это возможно. И чем больше таких связей — тем лучше.
Нашей дружбе с Венгрией уже больше десяти лет, худрук Национального театра Венгрии Аттила Виднянский поставил в Петербурге два спектакля, и я уже второй раз ставлю в Будапеште — в марте вышла премьера «REX» по рассказу Кирилла Фокина, до этого ставил Достоевского. У нас и обмены гастролями, и совместное участие в фестивалях. Да, Венгрия — член Евросоюза, страна живущая, так сказать, в определенном регламенте, но отношения у нас с ней, к счастью, другие. Так же как и с Сербией. Так же как и зарождающаяся сейчас дружба с Арменией — впервые, надо сказать. Мы тоже провели там Дни Александринского театра и сейчас продолжаем активно сотрудничать.
Вообще, знаете, мы отказываемся от позиции — только гастроли. Нет, Дни — это кроме спектаклей еще и масса событий: встречи, лекции, мастер-классы. Так было в Сербии и Армении, так будет и в Москве. Главное — мы обсуждаем, дискутируем, особенно — с молодежью. Вопрос нашего будущего всегда, но особенно сегодня, это очень важный вопрос.
Полтора года назад Александринский театр создал Ассоциацию национальных театров России. К ним сейчас особое внимание…
Валерий Фокин: Национальные театры — это не просто театры, которые играют на своем языке. Это духовные дома, в которых происходит не только общение, но и хранится память, история. Сейчас в Ассоциацию входят около 40 театров, а всего по стране их 70. И что невероятно важно: все они — Россия. Это уникальный пример, когда в одной стране столько национальностей, которые, с одной стороны, объединены вместе, а с другой, сохраняют свою культуру, являясь при этом частью нашей большой семьи, русскими людьми.
Знаете, многие годы национальные театры были немножко такой вывеской, неким фонтаном «Дружба народов» на ВДНХ, но нет — это действительно очень живые, настоящие места, где идет своя творческая жизнь. Недавно мы выпустили на нашей Другой сцене интересный интерактивный проект «Шекспир. Сонеты» — вместе с Альметьевским театром и Марийской драмой им. Шкетана. Классика читали на трех языках. Мне кажется, это хороший пример нашего взаимодействия и совместной творческой работы. И мы будем это продолжать.
Оставить комментарий