28 июня в Доме Союзов прошло первое заседание Общественного совета при комитете Государственной думы по культуре. Первое не в арифметическом смысле — такие мероприятия председатель комитета Елена Ямпольская проводила и при прошлом созыве парламента. Но с 2019 года многое поменялось — из состава совета убрали иноагента Андрея Макаревича*, да и желание «бороться с запретительными мерами» в культуре с тех пор явно «сдулось». Изменилась Россия, изменился мир вокруг, и появление в зале бывшей усадьбы Долгорукова-Крымского представителей ДНР и ЛНР громогласно об этом свидетельствует. Но есть нюанс.
Официально заявленной темой встречи, активно анонсированной Ямпольской, стало обсуждение проблем кадрового потенциала страны (и в частности, подготовки и «удержания» молодых специалистов сферы культуры). К заседаниям, длящимся по три с лишним часа, со времен позднего СССР многие относятся со священным ужасом — именно под обломками таких «говорилен» и был погребен единый и могучий. Но если «отшелушить» все лишнее, Общественный совет на данном этапе оправдал свое существование.
Чего же хотела Елена Ямпольская? Не только и не столько выслушать людей, приехавших со всей страны, но втиснуть в повестку ключевые смысловые линии — стране нужен госзаказ на культурный продукт, соответствующий основам государственной политики, необходимо поддерживать молодых творцов культуры — и эти два тезиса суть одно и то же.
Соглашаясь, так сказать, в целом с главой комитета, выступающие тем не менее пытались озвучить проблемы отечественной культуры, «вскрыть гнойники». И если учесть, что все это транслировалось на сайте ГД, — есть шанс, что многое будет услышано. Тем более что Ямпольская старательно фиксировала предложения и обещала довести их до сведения профильных министерств. Но пойдем по порядку.
Елена Александровна констатировала, что идеологические изменения «культурного ландшафта» происходят медленнее, чем хотелось бы отдельным ярым патриотам. И предложила работать на этот «отложенный результат» сегодня — оказывая влияние на молодые кадры на этапе подготовки тех, кого «завтра полюбит наш народ».
Мысль, в общем-то, здравая. Но послушаем выступающих.
Солистка Московской филармонии Екатерина Мечетина озвучила проблему нехватки музыкантов, которые играют на фаготе. Описывая ситуацию в одном из учебных заведений, Мечетина заметила, что «ни одного абитуриента не пришло на специальность «фагот», не хватает специалистов на духовые инструменты».
Казалось бы, повод для возмущения смехотворный. Но далее заслуженная артистка дала объяснение данному феномену. Оказывается, «если студент (музыкальной специальности) учится без «троек» — он получает 840 рублей»).
Судя по всему, речь о доплате к основной стипендии, а какова реальная ситуация с выплатами учащейся молодежи — мы так и не узнали. По словам Ямпольской, представители образования участвовать в деятельности Общественного совета отказались. (Буду выяснять, по какой причине такое отношение, пообещала депутат.)
Следующим слово взял ректор ВГИКа Владимир Малышев.
— Мы (будущих специалистов) «втемную» набираем, может быть, через 5 лет столько не нужно будет…
«Владимир Сергеевич, то есть мы не знаем, сколько нам нужно?» — переспросила удивленная Ямпольская.
«Да, не знаем», — заверил Малышев.
И знаменитый дрессировщик Эдгард Запашный поведал, что будущие циркачи учатся за счет бюджета, работают пару недель, им поступает предложение из-за рубежа — и они уезжают. «70% в канадском цирке «Сирк дю солей» — это русские», — признался Запашный. Но это еще не все. Укротитель хищников объявил во всеуслышание, что в регионах работают сотни нелегальных детских цирковых школ:
— Они все нелегитимные! Лицензию им не выдают — они же не образовательная организация. И они работают до первой травмы (ребенка), после которой приезжают надзорные органы…
«Как сделать, чтобы кино становилось все более и более своим по духу, по школе, эстетике, драматургии?» — пытается вести диалог Ямпольская.
Руководитель «СТВ» Сергей Сельянов ей отвечает, что в сторону Голливуда в смысле копирования «уже никто не смотрит»:
— Фильмы с нашим или ненашим кодом — этот вопрос решен зрителем.
Были попытки делать по голливудским калькам, но все проекты постигла неудача. Их хейтили. Деньги учат, неудачи учат — все уже всё усвоили».
— Кого же не хватает в кинобизнесе? — уточняет Елена Ямпольская.
— Нас покинула значительная часть коллег. Что касается актеров, я бы попросил открыть еще десять мастерских. Режиссеров, с одной стороны, достаточно…
— А сценаристы — сейчас смотришь фильм, видишь, что дыра на дыре. Разучились простейшие вещи делать.
Донецкий поэт описал обстановку в Ростове в день мятежа Пригожина
— Да, есть такое. Это самая большая проблема…
Помимо констатации «болевых мест» нашей культуры участники совета вносили и предложения, одним из самых дельных оказалась идея главы Союза театральных деятелей Александра Калягина «собрать губернаторов и министров культуры регионов». О том, что делается на местах, Калягин сказал прямо и откровенно:
— Тут директора сняли, там худрука ни за что ни про что. Сама культура этих людей (местных чиновников от культуры) на низком уровне.
Кстати, на это указал и Запашный:
— Если местный директор цирка начинает чудить, Министерство культуры повлиять не может — просто ждем, когда дурака уберут.
Идею выстраивания диалога Ямпольская назвала очень хорошей, пообещала собрать губернаторов и министров культуры субъектов федерации. И это, пожалуй, главный итог — если встреча состоится, можно будет надеяться на какой-то результат.
А пока есть только слова. Например, шанс быть услышанными через своих представителей упустили Луганск и Донецк.
Член Общественного совета от ЛНР Галина Михайлюк-Филиппова, директор Луганского русского драматического театра Павла Луспекаева, половину отпущенного ей времени потратила на проговаривание идеологической мантры: «мы всегда на передовой», «наши работники культуры готовы служить России». А затем зачем-то начала сыпать статистическими данными о родной республике. Хорошо, что луганчанка сказала хотя бы, что через год после освобождения ЛНР многих зданий культурной инфраструктуры не существует, в городах нет электричества, нет водоснабжения.
— Чего не хватает? — пыталась добиться конкретики Ямпольская, но напрасно.
А донецкая поэтесса и общественный деятель Анна Ревякина на заседании о кадровом потенциале прочла мини-лекцию о высокой гражданской поэзии, признаках «донецкого текста» и смыслах, которые дает Донбасс. С собой Ревякина принесла составленную ею патриотическую поэтическую антологию. Какое отношение стихи имеют к делу, не поняла даже Ямпольская:
— Этому замечательному явлению какая помощь требуется? Мы все имена поэтов знаем и читаем с удовольствием.
— У нас на протяжении тридцати лет практически отсутствовал поэтический рынок. Я экономист по образованию. Нужно нести поэзию в школу.
— Анна Николаевна, в школы — конкретно, через что?
— Через пересмотр программы. Почему на уроки патриотизма не брать антологию «Великий блокпост»?
— То есть в «Уроки о главном» («Разговоры о важном». — Авт.) включить?
Вместо того чтобы артикулировать насущные потребности ДНР: школьникам и студентам учебных заведений творческой направленности нужны учебники, музыкальные инструменты, оборудование для профессиональной подготовки (об этом «МК» писал подробно) — участница совета рекламировала «книжку, которую она собирала 10 лет».
Вот и поддержавшая Ревякину одна известная актриса начала реплику со слов о страшной судьбе «попыток искать смыслы» , а потом заявила, что конкретно на ее постановку плохо продаются билеты, а фильм, снятый ее мужем, — не ставят в прайм-тайм.
Как перестать представлять себя и начать представлять общество на общественном совете, — поняли, к сожалению, не все.
* Лицо, признанное в РФ иностранным агентом.
Оставить комментарий