По проволоке дама идет, как телеграмма… Эти строчки из стихотворения Самуила Маршака стали прообразом новаторской выставки, которая открылась в Русском музее в Санкт-Петербурге. В одном экспозиционном пространстве соединились бесценные памятники древнерусской иконописи, произведения классического искусства, авангард и стрит-арт, современные мультимедиа. Так или иначе, все это — способы передачи и художественной интерпретации информации, проблема достоверности которой — одна из острейших во всем мире. Потому и выставка в Русском музее называется «Весть».Просторные залы Корпуса Бенуа не узнать. Архитектор Анна Ильина разделила их цементно-стружечными перегородками серого цвета на совсем небольшие пространства. Едва ли не каждый экспонат получил свою ячейку — «бит». Это серверный шкаф, где вся информация хранится одновременно, поэтому в аванзале зрителя встречают сразу фотография колокола, шедевр Айвазовского «Девятый вал» и скрученный в лихую спираль смартфон. Если присмотреться — это Башня Татлина, так и не воздвигнутый памятник III Коммунистического интернационала. Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин назвали свой арт-объект 3G International — и современная молодежь увидит в ней что-то уже совсем иное.
«Весть» — это древнее слово, оно сцепляет века, — отмечает директор Русского музея Алла Манилова. — Само по себе понятие «вести» чрезвычайно объемно — с одной стороны, оно объединяет полный комплекс, полный свод всех понятий, связанных с производством информации, ее передачей, распространением и восприятием обществом и человеком и тем, как информация влияет и на повседневную жизнь, и на большую историю. С другой стороны, весть — это всегда метафора».
Уже в аванзале нас встречают фотография колокола, «Девятый вал» Айвазовского и скрученный в спираль смартфон — вылитая «Башня» Татлина
Пространство выставки организовано тематически вокруг средств передачи информации: «Письмо», «Газета», «Радио», «Телефон», «Письмена — коды — шифры», «Слухи, сплетни, дезинформация». Но экспонаты размещены в пространстве таким образом, что их соседство друг с другом многократно умножает смыслы. Три иконы «Благовещение», самая древняя из которых была написана в XVI веке, а самая новая — уже в ХХ, предваряют вход в залы с основной темой «Вести из космоса». Здесь представлено современное искусство: инсталляции, мультимедиа, синтез.
Работа молодого художника Александра Козлова называется «Внутренняя симфония». Она выполнена в технике mixed media: с помощью 3D-технологий он соединил отсканированную голову скульптуры, сделанной специально для проекта, и объемную модель системы сосудов головного мозга, выполненную по заказу Центра онкологии имени Петрова. В определенном смысле «Внутренняя симфония» — это продолжение традиций творчества русского художника Павла Челищева, который работал в 1930-х годах и изобрел свой стиль рентгеноживопись. Работа Козлова оказывается вписана в историю искусства «технически». Но его размышление затрагивает и тему вечной проблемы самоидентификации человека.»Сосуды как бы имитируют потоки информации, это нейроны — и нейросети, — поясняет художник свой замысел. — Когда технологии очень быстро идут вперед и надо успевать их осваивать, важно не потерять себя в мире big data, остаться самим собой».
Очень органично в ткань выставки вплетены произведения в жанре соцреализма, в основном они размещены в разделе «Послание как ритуал». Картина Александра Лактионова «Письмо с фронта», известная каждому советскому школьнику, сегодня вписана в новый контекст. Но здесь же и знаменитое репинское полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Специально для выставки «Весть» его разрешили экспонировать без рамы, что сделало изображенные фигуры более яркими, объемными и позволило сосредоточиться на том, что герои картины пишут именно «послание» — оскорбительное, с желанием вызвать на бой.
Тема «Газета», столь милая сердцу журналиста, развернута самым широким образом. Здесь и листок самой первой отечественной газеты «Санкт-Петербургские ведомости», и картина Ореста Кипренского «Читатели газет в Неаполе», и специально для выставки созданный арт-объект Андрея Бартенева «Вести разносим вместе», и «Костюм журналиста» от модельера Татьяны Парфеновой.
Всего на выставке более 300 работ из музейных и частных коллекций. Часть созданных специально для нее произведений, возможно, пополнит фонды Русского музея. Как сказал «РГ» главный эксперт по творческим стратегиям музея и автор идеи выставки Александр Боровский, «это предмет будущих переговоров».
Оставить комментарий