Президент США Дональд Трамп назначил своим новым советником по национальной безопасности генерал-лейтенанта сухопутных сил Герберта Макмастера. Как сообщили в понедельник в пресс-службе Белого дома, Трамп считает 54-летнего Макмастера обладающим «знаниями и видением, которые необходимы для подготовки рекомендаций президенту по защите интересов США дома и за рубежом». Сам генерал назвал назначение «честью» и подчеркнул, что «безопасность американцев и государства будут являться основными приоритетами».
Трамп представил Макмастера в принадлежащем ему частном клубе Мар-а-Лаго в штате Флорида, где президент обычно проводит свои выходные. Глава государства подчеркнул «огромный талант и опыт» генерала, уважение, которым он пользуется в вооруженных силах, добавив, что тому предстоит «много работы».
Его предшественник Майкл Флинн проработал на этой должности рекордно короткий срок — 24 дня. Он был вынужден подать в отставку после раздутого его противниками скандала вокруг его телефонного разговора с послом РФ в Вашингтоне Сергеем Кисляком, одной из тем которого якобы стали антироссийские санкции. Флинн отрицал это публично, а также скрыл это от вице-президента США Майкла Пенса, который официально вступился за него.
Подбор новой кандидатуры занял 6 дней. Выбор пал на Макмастера не сразу. Изначально должность была предложена отставному адмиралу ВМС США Роберту Харуорду, однако тот через несколько дней отказался, сославшись на семейные и финансовые обстоятельства.
В то же время местные СМИ сообщали, что решение Харуорда было связано с отказом Белого дома предоставить ему полную свободу при формировании аппарата Совета национальной безопасности (СНБ), который во многом уже укомплектован людьми, подобранными Майклом Флинном.
После этого в Белом доме подчеркнули, что Макмастеру предоставлены все полномочия по набору сотрудников. Примечательно, что хотя СНБ считается структурой на стыке внешней и военной политики, Трамп явно отдает предпочтение именно военным на должности советника по нацбезопасности. И Флинн, и Харуорд, и Макмастер являются кадровыми военными.
Макмастер — выпускник престижной военной академии Уэст-Поинт. За тридцатилетнюю карьеру принимал участие в кампаниях США в Персидском заливе, Афганистане и Ираке. В последнее время служил на должности заместителя командующего сухопутными силами, возглавляя центр по интеграции сил и средств этого рода войск. Местные СМИ называют Макмастера ведущим военным интеллектуалом сухопутных сил США, который занимался переориентацией возможностей, стратегии и тактики с традиционных способов ведения боевых действий на современные типы конфликтов. Считается критиком войны США во Вьетнаме.
Макмастер о России
В свете событий вокруг Украины генерал, как и другие американские и европейские военачальники, обвинял Россию в ведении так называемой «гибридной войны» и призывал «сдерживать ее на передовых рубежах». По данным газеты Politico, он возглавлял рабочую группу, которая анализировала способы адаптации сухопутных сил США к возможностям российских военных на случай конфликта в Восточной Европе. На слушаниях в конгрессе весной 2016 года Макмастер утверждал, что «пока США вели кампании в Афганистане и Ираке, Россия изучала их возможности и уязвимые места, осуществив амбициозную и довольно успешную программу модернизации».
В том числе он отмечал высокотехнологичные элементы потенциала российских вооруженных сил — использование беспилотных летательных аппаратов, продвинутого электронного оружия, возможностей в киберпространстве. Макмастер обрисовал довольно мрачную для сухопутных сил США картину, указывая на сокращение оборонного бюджета и предостерегая, что при сохранении такой динамики российские военные в будущем могут превзойти американских визави на поле боя.
В то же время один из сотрудников Пентагона тогда оценил это выступление как попытку Макмастера увеличить долю сухопутных сил в общем военном бюджете США: «Они хотят заставить нас поверить, что русские трехметровой высоты. Но есть и более простое объяснение. Сухопутные силы находятся в поиске смысла существования и большей доли бюджета. И лучший способ получить ее — это изобразить, как будто русские способны высадиться у нас в тылу и на обоих флангах одновременно». Пока неясно, каков подход нового советника к возможности взаимодействия с Россией в борьбе с террористической группировкой ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ).
Первый советник Трампа по нацбезопасности Майкл Флинн называл радикальный ислам одной из ключевых угроз для США и был активным сторонником такого взаимодействия с РФ. К слову, и сам президент неоднократно озвучивал эту точку зрения. В то же время не все в администрации разделяют этот подход. Так, министр обороны Джеймс Мэттис высказывался в том духе, что он не против сотрудничества с Россией в борьбе с террористами ДАИШ, но реальных перспектив для этого не видит. Пентагон к концу месяца должен завершить подготовку предложений для президента по активизации кампании против ДАИШ в Ираке и Сирии.
Аппарат советников по нацбезопасности при президенте США был создан в середине прошлого века. Изначально его функцией была не выработка политики, а координация различных оценок и предложений в сфере национальной безопасности, поступающих на стол главы государства из профильных ведомств, включая госдепартамент, министерство обороны, спецслужбы. Однако со временем аппарат превратился в едва ли не ключевой орган, во многом определяющий внешнюю политику США. Советник по нацбезопасности является председателем на рабочих встречах СНБ, которые проходят на уровне министров, но без главы государства.
Оставить комментарий