15 марта (2 марта по старому стилю) 1917 года Николай II отрекся от престола, что стало одним из ключевых событий Февральской революции и положило начало распаду Российской империи.
В Государственном архиве РФ хранятся уникальные исторические свидетельства. Среди них – коллекция документов последнего российского императора Николая II и его семьи – Новоромановский архив. Долгое время источники информации судьбоносных для нашей страны событий были доступны немногим. Авторы фильма «Дело №. Отречение Николая II: последний документ Империи» (16 марта, 23:00) предоставляют уникальную возможность увидеть и осмыслить документы, связанные с отречением Николая II от престола. Принимает участие доктор исторических наук, научный руководитель ГАРФ Сергей Мироненко.
«Подписывая Акт об отречении, ни Николай II, ни его окружение не думали, что монархия в России рухнет, – рассказывает Сергей Мироненко. – Он подписал его, передавая права на престол своему брату Михаилу, а тот под влиянием кадетов подписал отречение от принятия российского престола до решения Учредительного собрания. Мы не знаем, насколько велико участие Николая II в написании текста Манифеста об отречении, но подписан он был именно им».
Изучив документы, историки-архивисты пришли к выводу: чернила, которые употреблялись при составлении протокола приема Николаем II Шульгина и Гучкова, аналогичные тем, что использовались при заверении графом Фридериксом Акта об отречении государя.
Сегодня многие рассуждают, что Акт не имеет юридической силы, а соответственно и самого отречения не было. «Этот документ подписан Николаем II, в России тогда была самодержавная монархия, это значит, император – источник закона, а не народ, – продолжает Мироненко. – Отречься было полностью его прерогатива. Почему первый Манифест был составлен в пользу наследника Алексея как законного наследника? Потому что Николай II под сильным влиянием Александры Федоровны хотел передать власть сыну. Есть свидетельства лейб-хирурга Федорова, который был потрясен, когда государь спросил его: «А что, наследник так сильно болен?» На что Федоров, ответил: «Поверьте мне, он не просто болен, он смертельно болен, и может умереть в любую минуту». Император не смог передать престол в руки смертельно больного ребенка и подписал Манифест в пользу брата. Быстрое развитие событий не оставляло времени для того, чтобы списываться с Михаилом; государь не смог вернуться в Петроград, а подписал отречение в Пскове. Нельзя не принимать во внимание ситуацию в стране, которая с каждой минутой менялась. В Манифесте стоит время – 15:00. Для чего? Для того чтобы не выглядело, что он отрекся под влиянием приезда Гучкова и Шульгина. Он принял решение за несколько часов до их приезда, поэтому и время стоит такое. Он был уверен, что отдав добровольно власть, сделал все, что от него требовалось на благо государства, и будет спокойно жить в Ливадии. И не ожидал, что это приведет к таким трагическим событиям и для царской семьи, и для Российской империи. Но история не терпит сослагательного наклонения».
Документальный фильм Фридриха Эрмлера «Перед судом истории» (16 марта, 21:25) – один из самых парадоксальных фильмов в нашей истории. Он построен на диалоге Историка (Сергей Свистунов) с Василием Шульгиным – крупнейшим политическим деятелем России начала XX века, который был противником большевиков, лидером Государственной Думы, принимавшим отречение Николая II, участвовавшим в образовании Белой армии. В конце Великой Отечественной войны был «препровожден» из Югославии в СССР, где был осужден. В 1956 году освободился из Владимирской тюрьмы и поселился во Владимире. Парадокс картины заключается в том, что авторы всячески пытались показать, что Шульгин исторически ошибался. Однако после выхода фильма в 1965 году его отправили на полку, потому что сильная личность Шульгина победила вопреки замыслу авторов. Как они ни старались заставить Шульгина раскаяться, он не пошел ни на какие компромиссы.
Оставить комментарий