В среду в украинской столице неизвестными злоумышлениками была похищена корреспондент российского Первого канала Анна Курбатова: ее усадили в машину на глазах прохожих и увезли в неизвестном направлении. Позже оказалось, что это было не похищение, а выдворение журналистки из страны силами сотрудников Службы безопасности Украины (СБУ). По крайней мере, так действия местных силовиков охарактеризовала пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская. «Российская пропагандистка Анна Курбатова будет принудительно возвращена в РФ. Украина является правовым государством. На данный момент происходит оформление необходимых документов для ее официального выдворения. Так будет с каждым, кто позволяет себе позорить Украину», — написала Гитлянская в «Фейсбуке» после того как о похищении своего корреспондента сообщил Первый канал. У Первого канала были все основания говорить именно о похищении Курбатовой: в течение нескольких часов редакция не могла с ней связаться. Ситуация усугублялась тем, что в минувшую субботу данные уроженки Ставрополья Курбатовой оказались на сайте «Миротворец» (запрещен в РФ) в разделе «чистилище». В связи с этим происшествием ОБСЕ обратилась к Киеву с призывом «отказаться от арестов и депортации иностранных журналистов». Об этом в «Твиттере» написал представитель ОБСЕ по свободе СМИ Арлем Дезир.
Не менее примечательно, что последним сюжетом Курбатовой, снятым на Украине, стал рассказ о двух независимых испанских журналистах — Антонио Памплиеге и Мануэле Анхель Састре, которых СБУ выслала из страны и запретило на пять лет въезд, в том числе из-за их честных репортажей с Донбасса, которые были восприняты как сотрудничество с «сепаратистами». Озабоченность ситуацией с похищением журналистки Первого канала выразили официальный представитель МИД России Мария Захарова и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Мы безусловно будем прикладывать все усилия для того, чтобы прояснить ситуацию», — сказал в частности Песков.
Работа журналистов на Украине, причем не только российских, сопряжена со значительным риском
Поводов для беспокойства было немало: Курбатовой и ранее поступали угрозы, в частности в социальных сетях, и это, в конце концов, закончилось появлением ее персональных данных на печально известном сайте «Миротворец» (запрещен в РФ). Как сказано на самом сайте: «за антиукраинскую пропаганду, манипулирование общественно значимой информацией и тенденциозное изложение событий». Это произошло после того, как в эфир «Первого» вышел сюжет Анны о праздновании 26-й годовщины украинской независимости в Киеве.
Напомним, что этот сайт, декларирующий борьбу за украинскую независимость путем составления черных списков «врагов Украины» и в базу данных которого любой местный «волонтер» может внести собственного соседа или мало-мальски известную персону, чуть более года назад оказался в центре международного скандала. Тогда в «чистилище» были опубликованы персональные данные корреспондентов ведущих мировых СМИ, когда-либо побывавших на Донбассе. Но, несмотря на протесты международных журналистских и правозащитных организаций, прямо высказанное руководителями ЕС недовольство, и даже неодобрительные высказывания представителей Государственного департамента США, сайт так и не был закрыт его украинскими кураторами — министром внутренних дел Арсеном Аваковым и его советником Антоном Геращенко. Более того, после того как волна возмущения в Европе спала, тот же Геращенко объявил о планах превратить «Миротворец» (запрещен в РФ), чьи серверы расположены за океаном, в социальную сеть.
На Украине еще с марта 2015 года приостановлена аккредитация 115 российских СМИ и запрещена трансляция практически всех российских телеканалов
Хотя в последние месяцы деятельность сайта вызывает в основном усмешки, благодаря ежедневному внесению в черные списки российских деятелей культуры и эстрады — последним, например, стал Евгений Петросян, — не стоит забывать, что именно из его «чистилища» почерпнули все необходимые данные о своей жертве убийцы украинского писателя Олеся Бузины. Для граждан же Украины появление в списках «Миротворца» чревато исчезновением в тайных тюрьмах СБУ, существование которых, в том числе благодаря иностранным журналистам и правозащитникам, тоже является доказанным фактом. Не менее примечательной является позиция украинского журналистского «сообщества» в связи с выдворенем Курбатовой. Например, близкий к руководству МВД Украины редактор запрещенного в России сайта «Цензор» Юрий Бутусов предложил не высылать Курбатову, а оставить ее в качестве заложницы, для «обмена».
Тем самым он лишний раз подтвердил, что работа журналистов на Украине, причем не только российских, сопряжена со значительным риском. Местные корреспонденты и целые редакции, позволяющие себе роскошь отходить от довлеющей милитаристской, националистической и русофобской информационной доктрины, рискуют оказаться за решеткой, как журналист и блогер Василий Муравицкий, либо подвергаются постоянным обыскам и конфискациям техники — как издания «Страна» и «Вести». Российских же корреспондентов либо просто не пускают в страну, если речь идет о мужчинах, либо высылают — как это недавно произошло с корреспондентом ВГТРК Тамарой Нерсесьян. На Украине в принципе еще с марта 2015 года приостановлена аккредитация 115 российских СМИ и запрещена трансляция практически всех российских телеканалов.
Только за минувший год на территории Украины погибли семь представителей СМИ, работавших далеко от «зоны АТО», а вчера под прицельный огонь ВСУ попала группа телеканала «Россия 24», как раз снимавшая обстановку на линии разграничения во время «школьного перемирия». «Огонь был открыт с украинских позиций. Мы не успели доехать до передовой, и уже раздалась стрельба», — сообщил обстоятельства инцидента военный корреспондент Александр Сладков.
Анна Курбатова родилась 14 декабря 1996 года в Ставрополе. Журналистскому мастерству училась в Ставропольском госуниверситете на факультете филологии и журналистики. С 2009 по 2016 годы работала корреспондентом ГТРК «Ставрополье», была автором и ведущей программы «Имя собственное». С прошлого года стала собкором Первого канала в регионе.
По словам Ильи Канавина, руководителя ГТРК «Ставрополье», «Анна Курбатова — очень яркий журналист. Ее популярность была понятна и обоснованна». Она умела контактировать с людьми, вытаскивать из них такое, чего не удавалось сделать другим. С ней делились. Поэтому, объясняет Канавин, авторская программа «Имя собственное» с ее уходом естественным образом перестала существовать.
Елена Ежова, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью Гуманитарного института Северо-Кавказского университета считает, что Курбатова «всегда могла найти информационный повод и умела подать информацию живо и интересно. При этом она несколько провокационный человек, что в нашем ремесле только на руку».
Оставить комментарий