Олимпийский чемпион 2004 года, бронзовый призер Игр-2008, российский стрелок Алексей Алипов в беседе рассказал о своих планах на Олимпиаду, поделился мнением относительно того, что для развития стрельбы в России нужна поддержка государства, а также отметил, что спортсменам национальной команды РФ, еще достаточно сложно конкурировать с ним.
— Алексей, чего все-таки у вас не получилось на этом чемпионате мира (чемпионат мира по стендовой стрельбе проходит в Подмосковье 1-10 сентября)?
— В принципе у меня все получилось здесь. Было тяжело догонять, учитывая, что первый день не сложился, но, по сути, я справился. Не могу сказать, что есть у меня к самому претензии. Сегодня я отработал великолепно. Тем не менее, внешние факторы сбили меня. Помешали. Не хотел бы уточнять, что именно помешало, но я расстроился, при этом понимаю, что на этом жизнь не останавливается.
— Чемпионат Европы тоже был не из удачных стартов, верно ведь?
Он был провальным! Не очень удачным вы его явно мягко охарактеризовали. За последние десять лет я не помню, чтобы так плохо выступал. Но внешние факторы на эти вещи повлияли. Погодные условия были невыносимыми, сильная жара, и я просто не справился. На чемпионате мира все было гораздо лучше.
— Этот специфически трудный сезон, каких вы не видели с десяток лет, раззадоривает или, может быть, проскакивает мысль «хватит, пора на тренерскую»?
— Да нет, потренировать я еще успею. Потенциал у меня есть, чтобы выступать и добиваться результата. И потенциал у меня достаточно большой, чтобы в следующем сезоне показать себя с другой стороны. Я буду лучше. Потому что в следующем сезоне настрой сам по себе будет иным, ведь начинаются олимпийские дела. Будут разыгрываться квоты на участие в Олимпиаде 2020 года. Постараюсь на первом же этапе Кубка мира решить для себя все вопросы, связанные с этим.
— И поехать на Олимпиаду?
— В Токио – безусловно.
— Есть какой-то предел желания и мотивации по Олимпиадам? Золоту Афин в этом году исполнилось 13 лет.
— После Токио что у нас? Игры в Париже или Лос-Анджелесе? До 2024 еще постреляю.
— Точно?
— Конечно! Если хватит здоровья и не подрастет внутри нашей команды конкуренция, которая сможет меня подвинуть.
— А сейчас как вы оцените эту самую конкуренцию в трапе внутри сборной России?
— Как я оцениваю? Скажу так: ребятам еще достаточно сложно со мной бороться. Технический прогресс у них есть, есть стрелки, которые растут, но, на мой взгляд, им просто не хватает спортивного соревновательного опыта. А он приобретается только при участии в больших соревнованиях. Чем больше международных стартов, тем лучше для них. Тем быстрее они смогут набрать ту необходимую практику, которая предоставит им возможность прогрессировать.
— Судя по всему, главные конкуренты в мире стрельбы – итальянцы?
— У итальянцев самая сильная школа. И еще стрельба у них в стране – один из самых популярных видов спорта. Приведу простой пример: месяц назад я участвовал в одном серьезном турнире. Так желающих выступить там было гораздо больше, чем смог вместить стрелковый комплекс, имеющий 12 полноценных площадок. Участников было 649 человек. По-моему, эта цифра говорит о многом.
— Чего не хватает нам из того, что есть у итальянских стрелков, которые столько медалей выигрывают?
— У итальянцев это все больше на государственном уровне поддерживается, патронируется и развивается. У нас на сегодняшний день стрелковый спорт стал больше общественным. Я не могу сказать, что он любительский. Все равно он профессиональный, потому что профессионалы остаются в этом виде спорта. Но без поддержки государства целиком и полностью реализоваться не только в нашем виде спорта тяжело. Владимир Сергеевич (Лисин) старается, но одному, конечно, не под силу это все сделать.
Владимир Лисин
© РИА Новости. Владимир Трефилов Перейти в фотобанк
Владимир Лисин
Раньше стрелковый спорт культивировался посредством Министерства обороны. Были общественные организации, ведомства, это все имело большое государственное признание. Сегодня же это сделать очень тяжело. Наши спортсмены, которые могли бы стать теми или иными звездами, не имеют достаточно возможностей, чтобы максимально заняться стрелковым спортом. Где есть стрельбище и поддержка на уровне местных властей, там у нас что-то еще рождается. Это Казань и Липецк. И все.
Вообще в России можно было бы создать несколько таких крупных центров и планомерно растить смену себе, производить смену поколений. Все в наших силах. Если взять даже Москву. В Москве мы имеем великолепный комплекс, но не имеем ни одной нормальной спортивной школы. Не говоря уже о центре. Я бы с удовольствием это дело возглавил и все это организовал в Москве, если бы была такая воля народа.
— Лисин не посодействует?
— Я думаю, что Владимир Сергеевич не может разорваться на всех. Он крупный бизнесмен, человек, у которого помимо нашего спорта забот достаточно. Не знаю. Наверно, его влияние тоже может сыграть определенную роль. Он и так многое сделал в Липецке. Все, что там сделано, сделано благодаря ему — и стрелковый комплекс построен, и тренерский коллектив собран, и детско-юношеская спортивная школа работает. В Липецке есть градообразующее предприятие, на котором все и держится, в том числе и местная стендовая стрельба — это Новолипецкий металлургический комбинат.
— У молодежи вообще есть интерес к стендовой стрельбе сейчас?
— Вы смотрите, как красиво показывают чемпионат мира в «Лисьей норе». Многие после такого захотели бы заниматься этим красивым видом спорта. При этом он и возрастной вид спорта, стреляют достаточно большое количество взрослых мужчин, которые не собираются складывать оружие, как и я.
— Как говорят специалисты: в 35 лет для стрелков самый расцвет.
— Да. Вот в 35, если учитывать и обращать внимания на мой опыт, то я скажу, что последние года три-четыре пришло больше осознания и понимания. Даже, невзирая на досадный промах на этом чемпионате мира в перестрелке, где я технически неправильно произвел выстрел – это лотерея. Ничего страшного и я с этим спокойно справляюсь и любые поражения и победы я переживаю абсолютно одинаково.
— На опыте уже…
— Абсолютно, да. Никакой трагедии не произошло, потому что по большому счету, как складывались соревнования, мне едва ли можно было рассчитывать на попадание в финал.
— То есть Алексей Алипов-2017 сильнее Алексея Алипова – олимпийского чемпиона.
— По-любому. Сейчас да, однозначно. Даже сильнее 2015, 2016 и 2012 годов.
— Те времена вспоминаете?
— Они просто легли балансом или осадком в мою жизнь и спортивную карьеру. Мне очень хочется выиграть чемпионат мира (в трапе), потому что у меня нет в копилке золотой медали личного характера, но я вам обещаю, что я это сделаю все равно.
— То, что дубль-трап исключили из программы Олимпиады – закономерно?
— Да, это было прогнозируемо и ожидаемо. Иллюзий, что его оставят – никто не питал. В принципе, ожидали, что 2012 год будет последним для дубль-трапа, но продлили еще на четыре года. В целом он не так сильно культивируется и имеет не такое большое признание в стрелковых федерациях. Спортсмены стреляют в странах, но если обратить внимание на количество участников в дубль-трапе и ските, например, то видна разница, людей приезжает гораздо меньше.
Да, обидно и досадно, конечно, и тяжело пережить тем спортсменам, которые этому посвятили определенный промежуток своей жизни, но это жизнь. Что тут уже, как говорится рассуждать и разводить руками. Многие сейчас просто переключились с дубль-трапа на траншею и неплохо это у них получается.
— То есть не настолько разные дисциплины?
— В общем и целом – разные. Но человек, умеющий стрелять, спокойно может переключиться и также добиваться каких-то успехов в траншее.
Оставить комментарий