Продолжение в Москве фестиваля DanceInversion на этой неделе выглядело уже как награда для публики. «Cовременный танец» в названии фестиваля не обозначает никакого особенного регламента или жанровых границ. Пуанты и пачки – пожалуйста. Акробатические кувыркания тоже уместны. «Современный» означает «созданный в наше время». А в наше время какие только комбинации не встретишь в искусстве вообще и в танце.
Дважды на Исторической сцене Большого театра Балетная труппа Монте-Карло исполнила спектакль Жана-Кристофа Майо «Красавица». 16 лет назад была у Майо одна «Красавица», теперь она другая. «Мои спектакли, – настойчиво повторяет хореограф, – это не запись в архиве или неприкосновенный экспонат. Мои спектакли постоянно меняются».
Мало у кого имелась возможность оценить различие двух «Красавиц». Большинство зрителей наслаждалось новизной, будь она хоть трижды повторена. В современном искусстве это нормально.
Жан-Кристоф Майо не желал использовать тот же музыкальный материал, с которым работал Мариус Петипа в конце XIX века. Поэтому к великому балету Чайковского «Спящая красавица» он добавил его же, Чайковского, увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». И это ещё не самая приметная вольность. Обращает на себя внимание и то, на что указывал журнал «Музыкальная жизнь» в связи с «Красавицей» Майо, а именно на то, что в его хореографии нет умопомрачительных шестидесяти четырёх двойных фуэте, десяти «гранд ассамбле ан турнан», бесчисленных пируэтов и тройных «па де басков». Но его стиль требует тонкого пластического и музыкального нутра. Добавим к сказанному, что и публике необходимо такое нутро, чтобы усвоить этот спектакль полноценно.
Жан-Кристоф Майо из тех, кто позволяет себе творить все, что заблагорассудится. О нём сказано, что он не классик, не авангардист, не что-то между ними. Он — это все, что возможно в современной хореографии.
«Красавица», которую он привёз в Москву, — это ещё довольно традиционный с виду балет, и просто красивого в этой «Красавице» довольно много, но выглядит эта красота немного даже пародийно, как страшная сказка с весёлыми ужимками. С вопроса о красивом и «красивости» мы начали с ним разговор. Смотрите интервью с художественным руководителем балета Монте-Карло Жаном-Кристофом Майо в нашем видеосюжете.
Оставить комментарий