Выставка «Младшие Брейгели. Картины из собрания Константина Мауергауза» открылась в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. В экспозиции показаны 29 живописных работ фламандских художников — представителей младшего поколения семьи Брейгелей и их последователей.
В Главном здании музея выставлены произведения сыновей Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким: Питера Брейгеля Младшего (получившего прозвище Адский) и Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), а также его внука, Яна Брейгеля Младшего. Труднодоступные для широкого зрителя сокровища частного собрания демонстрируются в сопоставлении с работами этих мастеров из постоянной экспозиции ГМИИ.
Значительная часть произведений династии Брейгелей на сегодняшний день находится в музейных собраниях. Работы Питера Брейгеля Старшего после его смерти попали в коллекцию чудаковатого императора Священной Римской Империи Рудольфа II, а после различных политических перипетий в середине XVII века оказались в собрании австрийских императоров. Сейчас в австрийской столице — крупнейшее собрание его живописных работ. В России его произведений нет.
Со временем ажиотаж вокруг этой фламандской фамилии поутих, и только в XIX — XX веках состоялось их новое «открытие». Но катализатором всплеска интереса коллекционеров к работам и художественному наследию Брейгеля послужила выставка 1934 года в Амстердаме. С этих пор ценители искусства спорят за покупку картин знаменитой семьи на аукционах.
Коллекция работ Брейгелей Константина Мауергауза сложилась сравнительно недавно, но, по мнению специалистов, включает произведения такого качества и тематического разнообразия, которые делают ее одной из лучших в Голландии. Она собрана путем закупок за рубежом, а главный конкурент Мауергауза в праве обладания полотнами фламандских мастеров — французский бизнесмен Бернар Арно, владелец контрольного пакета компании LVMH, большой почитатель творчества Брейгелей.
Родоначальник династии Питер Брейгель Старший умер сравнительно молодым в 1569 году (он не дожил до 45 лет), и обрел славу уже после смерти. Сыновья художника, видя что спрос на работы мастера растет, а самих живописных произведений было немного, решили продолжить дело отца. Они создавали произведения в его манере, при этом каждый сохранял яркую индивидуальность.
Один из сыновей, Питер Брейгель Младший, стал представителем массовой культуры, его многочисленные работы адресованы широкому зрителю. Для них характерны морально-назидательная направленность, внимание к деталям и интерес к обыденным проявлениям человеческой жизни. Художник на холсте описывал жизнь деревенских, городских мастеров и природу своей страны.
В ГМИИ выставлены эталонные «Бобовый король (Король Пьет!)», «Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов)» и «Проповедь Св. Иоанна Крестителя в пустыне», которые были выполнены на дубовых досках.
Другой сын, Ян Брейгель Старший, прозванный Бархатным из-за «бархатной» цветовой гаммы своих работ, наоборот, писал картины для знатоков и ценителей искусства. Это небольшие по размеру, тщательно выписанные произведения. Он считается одним из создателей и самым ярким представителем изысканного стиля миниатюрной живописи. Кроме того, художник знаменит своими детальными изображениями цветов. На выставке в Пушкинском музее представлены его «Большой букет» и «Обезьяний пир (Шалости обезьян)».
Внук основателя династии — Ян Брейгель Младший — продолжил развивать традиции рафинированной «кабинетной» живописи, был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. При этом уровень мастерства Яна Брейгеля Младшего так высок, что исследователи зачастую затрудняются разграничить авторство отца и сына. Лучше всего художнику удавались крупные пейзажи. Примером тому служит «Деревенский пейзаж с колодцем», выполненный совместно с Йосом Де Момпером Младшим, представленный в ГМИИ.
В состав выставки также вошли работы Яна Ван Кесселя Старшего («Волк, олень и овечка», «Лев и вепрь», «Медведь и пчелы») и пейзажи Йоса (Иоссе) Де Момпера Младшего, которые стали предтечей европейского пленэра и, в более широком смысле, импрессионизма.
Экспозиция дополняется картинами семейства Брейгелей из собрания ГМИИ, которые поступили в музей в разные годы из московских частных собраний (среди них «Весна. Работа в саду» Питера Брейгеля Младшего или «Крещение Христа» Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля Младшего). В состав экспозиции включены небольшая картина круглой формы «Сбор яблок», созданная Яном Брейгелем Младшим, и натюрморт кисти Яна Ван Кесселя Старшего «Цветы в стеклянной бутыли».
Познакомиться с творчеством ярчайших представителей фламандской школы XVII века публика сможет до 28 июня.
Оставить комментарий