В Михайловском театре состоялась премьера оперы Чайковского «Иоланта» в постановке известного экспериментатора, лауреата «Золотой маски» Андрия Жолдака. В основе спектакля ‒ письма и дневниковые записи композитора.
Первые десять минут действие разворачивается в полной тишине. Так Андрий Жолдак показывает зрителю историю создания оперы: самое ее начало, когда партитура еще не была написана. На сцене ‒ Петр Ильич Чайковский, напротив ‒ Иоланты разного возраста, которые рассказывают композитору о своих переживаниях, а он переносит их в нотную тетрадь. Так и появляется музыка. Во всем остальном это почти классическая постановка «Иоланты». В основе ‒ либретто Модеста Чайковского по драме Генрика Герца «Дочь короля Рене». Полностью сохранен текст и последовательность действий. Но Жолдак не был бы самим собой, если бы не попытался изменить само восприятие оперы зрителем. При помощи декораций и видеопроекций он создал два мира, в которых живет несчастная Иоланта.
«Было не просто соединять пение с необычными задачами, которые стояли перед нами. Плюс еще видеопроекции требовали внимание к мизансценам очень точного, чтобы не разрушить хрустальную картинку, которая существует», ‒ рассказала исполнительница партии Иоланты, ведущая солистка оперной труппы Михайловского театра Мария Литке.
«Иоланта» ‒ последняя опера Чайковского. Ее называют самым мистическим произведением композитора. В своих письмах к брату Модесту он писал: «неизвестность будущего томит меня». Это настроение, конечно, и отразилось на музыке. Оперу современники Петра Ильича встретили сдержанно. Она казалась им немелодичной и холодной. Оценили ее только в XX веке, увидев в ней свет, любовь и спасение.
«У нас есть то, что любовь побеждает, побеждает красота, честность и чистота. То, что Чайковский со своим братом-либреттистом пытались показать», ‒ пояснил дирижер Петер Феранец.
История юной красавицы, не знающей о своей слепоте, невероятно популярна во всем мире. «Иоланта» есть в репертуаре почти каждого театра. Правда, в «Михайловском» их теперь ‒ две.
«Я очень надеюсь, что она будет иметь огромный успех у публики. Если она не получилась, то у нас есть старая «Иоланта», которую мы вернем к себе на сцену, и будет она продолжать счастливо жить. Либо третий вариант. Оба эти спектакля будут жить. Одна сказка для взрослых, а вторая ‒ для детей», ‒ отметил художественный руководитель Михайловского театра Владимир Кехман.
«Иоланта» ‒ вторая постановка Андрея Жолдака в Михайловском театре. Первая ‒ «Евгений Онегин», несмотря на разные оценки публики, получила восторженные отзывы критиков и премию «Золотая маска». «Иоланта» обещает быть не менее яркой.
Оставить комментарий