Музей современного искусства «Гараж» представляет первую в России ретроспективу Рашида Араина. В экспозиции отражён 60-летний творческий путь известного пакистанского художника и скульптора.
«Оммаж Татлину» Рашида Араина — более геометричный, более динамичный и более вертикальный, чем сам «Памятник III Интернационалу». Эскиз, созданный еще в 68-м, пакистанский художник давно мечтал воплотить в большую скульптуру. Теперь это первый экспонат первой в России выставки художника создан специально для пространства музея «Гараж».
«Я интересовался геометрией и исследовал геометрические структуры. И однажды, так играя с формами, я совместил три формы в пространстве, взглянул на них еще раз и подумал, что похоже на башню Татлина. Это будет оммажем тому художнику», — рассказал Рашид Араин.
От классических пейзажей родного города Карачи — к простым, а затем сложным геометрическим, абстрактным формам. Здесь на выставке можно проследить все творчество Рашида Араина. 1964-й — его прибытие в Лондон и увлечение минимализмом, симметрией и асимметрией, где новые арт-объекты (геометрические структуры) художник сталкивал с человеком, обществом, с природными стихиями.
«Когда я покидал свою Родину и уезжал в Англию, я покидал свободную страну, она только освободилась от колониального владычества. И приехав в Англию, я почувствовал отторжение и расизм», — отметил Араин.
Молодые художники, музыканты, ученые из бывших колоний требовали уважения к своему прошлому и настоящему. Рашид Араин не остался в стороне. В произведениях этого периода художник критиковал ситуацию в искусстве Великобритании, выражая это через перфоманс, фотографию, коллаж. Это работа называется «Гасткюнстлер». В переводе с немецкого – это художник-гастарбайтер. Деревянное панно, на нем — вырезки и прессы, фотоснимки из семейного архива.
«Вы видите на работе баллончиком написано слово «Гасткюнстлер» и так же баллончиками до си пор разнообразные граффити, связанные с расовой классовой ненавистью. Он использует приемы улицы, приемы фашизма, чтобы это фашизм каким-то образом раскрыть и показать», — рассказал куратор выставки Валентин Дьяконов.
Еще один проект Рашида Араина, приблизивший его к мечте о художественном интернационале, — журнал о достижениях глобального искусства, который знакомил с творчеством как европейских, так и африканских, азиатских, латино-американских художников. Позже он создал отдельный перформанс «Читальный зал».
В читальном зале Рашид Араин предлагает почитать свой журнал. Третий текст, который он основал в 1987, и был бессменным редактором вплоть до 2011. По мнению некоторых западных искусствоведов, это издание стало настоящей интеллектуальной площадкой для обсуждения тем расы, культуры Лондона и всего мира.
В Москве художник пробудет еще несколько дней. В планах — посетить Пушкинский музей и Третьяковскую галерею на Крымском Валу. Увидеть «Черный квадрат» Малевича. Для Рашида Араина эта работа — как новая точка отсчета, возвращение к нулю. Начало чего-то нового.
Оставить комментарий