Исследователи из Университета в Буффало определили, что человеческий ген, присутствующий у 75% населения, является ключевой причиной, по которой класс лекарств от болезни Альцгеймера казался перспективным в исследованиях на животных, но провалился в исследованиях на людях, — пишет eurekalert.org.
По мнению исследователей, работа предполагает, что у разных пациентов с болезнью Альцгеймера работают разные механизмы, которые определяют, будет ли данная терапия эффективной.
Подобное исследование было проведено впервые: клинически показан эффект препарата, основанный на генотипе пациента.
Исследователи Университета в Буффало предупреждают, что исследование имеет свои ограничения, и для подтверждения результатов необходимы рандомизированные двойные слепые исследования.
Исследование было представлено на ежегодной Международной конференции Ассоциации Альцгеймера (AAIC) в Лос-Анджелесе. Оно было проведен на основе данных десятилетнего продольного многоцентрового когортного исследования, проведенного Техасским консорциумом по исследованию и лечению болезни Альцгеймера (TARCC) на 345 пациентах с болезнью Альцгеймера. Исследователи UB являются сотрудниками TARCC.
«Это исследование подтверждает концепцию того, что при болезни Альцгеймера у разных пациентов действуют разные механизмы, поэтому нам необходимо разработать более персонализированные методы лечения, которые окажутся более эффективными для отдельных людей», — говорит Кинга Сигети — доктор медицинских наук, ведущий исследователь, директор Университета в Буффало.
Ген CHRFAM7A представляет собой слияние гена, кодирующего рецептор альфа-7 для ацетилхолина — нейротрансмиттера, участвующего в памяти и обучении и долгое время связанного с болезнью Альцгеймера, и киназы — типа фермента.
Сигети объяснила, что ген присутствует в двух вариантах: функциональный ген и тот, который не кодирует белок. CHRFAM7A вовлечен во многие психоневрологические расстройства, такие как шизофрения и биполярное заболевание. Примерно три четверти населения несут этот ген.
Сигети рассказала, что три из четырех лекарств, доступных сейчас для лечения болезни Альцгеймера, стимулируют все рецепторы, которые реагируют на ацетилхолин. Более специфические препараты для альфа-7 разрабатывались более 10 лет, но потерпели неудачу при переходе в клиническую фазу.
Человеческий гибридный ген модулирует альфа-7-рецептор — один из рецепторов, связывающих бета-амилоид — белок, который является отличительной чертой болезни Альцгеймера, которая нарушает нейронную связь.
«Поскольку этот ген не присутствовал в моделях животных и системах скрининга, используемых для идентификации лекарств, 75% пациентов с болезнью Альцгеймера, которые несут этот ген, с меньшей вероятностью испытают на себе положительное воздействие препарата, — сказала она. — Это может объяснить трансляционный разрыв».
«В этом исследовании мы сравнили действие ингибиторов холинэстеразы у пациентов, которые переносили или не переносили этот ген, — сказала Сигети. — Люди, у которых нет гена, лучше реагируют на существующие сейчас лекарства».
Она добавила, что нейроны уязвимы для альфа-экспрессии Альцгеймера, и это может быть причиной того, что они умирают первыми.
«Наша работа подтверждает, что Альфа-7 является очень важной целью для лечения болезни Альцгеймера и что при тестировании новых лекарств должна использоваться правильная – человеческая — модель», — сказал Сигетти.
Оставить комментарий