Одна из картин, в которой он снялся в роли ученого Крымова, называется «Ушел на взлете». Эти слова применимы и к самому актеру. 24 декабря 1990 года ему стало плохо, началось сильное кровотечение. «Скорая» приехала через сорок минут. Спасти его не удалось.
Юрий Демич родился в театральной семье, но там, где мало что располагало к искусству. Его отец — актер Театра им. Ермоловой Александр Демич — отбывал срок в Магадане со страшного 1937-го. Там и появился на свет Юрий. Позднее семья обосновалась в Куйбышеве, и младший Демич поступил в студию при местном драмтеатре и выходил на его сцену уже в годы учебы. Он переиграл отменный классический репертуар, роли, желанные для любого актера, вплоть до Гамлета. Это был тот редкий случай, когда трагический и комедийный репертуар давались с блеском — от Шекспира до Островского. После гастролей Куйбышевского театра в Ленинграде в 1973 году руководитель БДТ Георгий Товстоногов пригласил талантливого актера в труппу.
В БДТ Юрий Демич играл роли одну лучше другой. Потребность в молодом герое в любом театре во все времена велика. И Демич эту нишу заполнил. Он сразу начал играть в спектаклях Товстоногова: Пашку — в пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», Женьку Тулупова — в легендарных «Трех мешках сорной пшеницы» по прозе Тендрякова, Михаила Кошевого — в «Тихом Доне», Власа — в горьковских «Дачниках», Ваську Пепла — в «На дне», Леню Шындина — в «Мы, нижеподписавшиеся» по пьесе Гельмана… На спектакли, гремевшие на всю страну, приезжали люди из разных городов. Поклонницы не давали покоя. Демич работал в БДТ на пике расцвета театра и стал его частью. Он был очень современен и социален, даже если становился героем классических пьес. Его ввели в хит театра — шукшинских «Энергичных людей» на роль Курносого, которую играл и будущий худрук коллектива Кирилл Лавров.
Кинокарьера тоже складывалась успешно. У Демича была мужская харизма. Он сыграл в ленфильмовских картинах «Первые радости» и «Необыкновенное лето», Григория Никулина — по Константину Федину, Кирилла Извекова. А Сергей Овчаров пригласил его на роль Угрюм-Бурчеева в фантасмагорическое «Оно» по «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. В «ЧП районного масштаба» по повести Юрия Полякова Демич сыграл секретаря горкома ВЛКСМ Околоткова. Он работал в «Прохиндиаде, или Беге на месте» у Виктора Трегубовича, встретился на площадке с уникальным режиссером Виталием Мельниковым на картине «Выйти замуж за капитана», поработал с тогда еще молодым режиссером Сергеем Сельяновым на «Духовом дне»…
Ранняя смерть была как молния. Никто и представить не мог, что так случится, но так случилось, что не такая уж редкость для актеров, балансирующих на тонкой грани…
Известный российский оператор Сергей Астахов («Брат», «Брат-2», «Война») поделился с «МК» воспоминаниями о Юрии Демиче
— Мы с ним не были друзьями закадычными. Просто он снимался у меня в двух фильмах — в «Прорыве» (где играл комсомольского лидера) и в «Духовом дне». Но отношения у нас были хорошие: вместе смеялись, шутили. Когда съ емки «Духова дня» заканчивались, он ушел, попрощался, закрыл дверь, но вдруг появился и произнес напоследок анекдот (к сожалению, непечатный. — И.В.). Рассказал, сам засмеялся и исчез.
— Каким Юрий Александрович был на площадке, как смотрелся в кадре?
— В кадре он был естественным и органичным. Я считаю его очень хорошим актером. С ним очень приятно было работать — как оператор я не так много даю поправок, но было видно: даешь ему поправки — он их исполняет, я видел его реакцию на режиссера, дающего ему задания. Прежде всего о нем нужно говорить как о профессионале.
— Почему Юрия Демича выбрали на роль замначальника вымышленного Ленметростроя в фильме-катастрофе о затоплении Ленинградской подземки?
— Я тогда комсомольских работников тоже недолюбливал — это общее было. Поэтому специально выбрали весьма обаятельного актера, который не играл бы напрямую, в смысле визуально, подлеца, но симпатичного человека, который стучал и так далее. Персонажа с двойным дном. Режиссер шел от обратного — слащавость должна была быть отрицательной.
На пробах Демич спросил:
— Что мне делать?
Дмитрий Светозаров ему:
— Как тебе объяснить, кого ты играешь? Ты просто вот гнида такая.
Демич говорит:
— Мне это не по силам.
У Мити от удивления буквально рот открылся: «Как не получится?»
— Я сразу разрушаю образ гниды — стоит только улыбнуться.
То ли это шутка была, то ли действительно так — я не могу знать. Но предполагаю, что он сказал на полном серьезе.
— У Юрия Демича могла иначе сложиться судьба? Вы бы могли подружиться?
— Он меня старше был на пять лет. Поколение послевоенное — так что не было особой границы между нами. Он все-таки умер молодым. А так мог бы стать великим актером.
Оставить комментарий