Создали считают, что у постановки есть терапевтический эффект.
Режиссер Дмитрий Волкострелов поставил в Центре имени Мейерхольда спектакль «Русская смерть». Его участники предлагают зрителям поговорить о том, о чем обычно страшно даже подумать. На премьере побывала Яна Музыка.
Каждый зритель случайным образом получает номер, его нужно найти на специальной схеме и потом пройти на свой участок. Зрители располагаются вокруг шести участков на кладбище. У каждого – номер и характерная ограда.
«Театр и ЦИМ особенно – это территория свободы, где мы можем говорить про совершенно разные темы, и в том числе на темы табуированные. А тема смерти, конечно же, одна из трех тем, которые в языке, в русском языке, табуированы. Мы про это не разговариваем. Мы делаем вид, что этого нет. Из-за смерти – потому что мы не хотим. Как дети, знаете, закрывают глаза, значит этого нет», – пояснил режиссер, художественный руководитель Центра имени Вс. Мейерхольда Дмитрий Волкострелов.
Когда Дмитрий Волкострелов взялся за постановку, у него была только тема – и никаких текстов и структуры. У этого режиссера свой подход к созданию театра. На этот раз он отдельно встречался с каждым артистом и подолгу разговаривал.
«На первый взгляд это может казаться, что не имеет никакого отношения к спектаклю, к названию. Если быть неопытным и неподготовленным, то ты можешь начать нервничать и думать о том, когда же будет текст, когда же мы выйдем на сцену, когда же мы будем репетировать? Дима, пошли репетировать! Нет, надо просто это принять как определенный опыт», – поделился актер Александр Усердин.
«На протяжении месяца каждый день ты говоришь о смерти, и волей-неволей ты затрагиваешь какие-то свои собственные переживания. И в начале репетиций у тебя ощущения были одни, и сейчас уже – вот сегодня премьера – я могу сказать, что я проработала эту тему в себе», – рассказала актриса Алёна Бондарчук.
В процессе этих разговоров вспоминали, в каких произведениях русской литературы есть описание смерти. Эти отрывки вошли в спектакль. «Анна Каренина», дневники о последних часах жизни Пушкина, рассказ Андрея Платонова. Есть в спектакле и личные тексты – это те вопросы, которые актеры, если бы была такая возможность, задали людям, проходившим через опыт смерти.
Создатели постановки исходили из того, что средняя продолжительность жизни в России – 71 год. В спектакле 71 часть. Но сколько из них покажут, зависит от публики. У каждого зрителя выясняют, сколько ему лет, и вычисляют средний возраст. Чем моложе аудитория, тем длиннее будет спектакль. Его создали считают, у постановки есть терапевтический эффект.
«Театр – это территория, где мы можем, собственно говоря, во-первых, говорить об этих вещах, во-вторых, каким-то способом говоря, проговаривая какие-то вещи, тренировать какую-то внутреннюю мышцу, которая тебе помогает с этими вещами быть», – считает Дмитрий Волкострелов.
В последних главах актеры объясняют: после завершения зрители могут войти за ограду и рассмотреть находящие там предметы – это важные для актеров вещи. Заранее продумали, что после – спектакля о смерти.
Оставить комментарий