МИД России поддержал инициативу создания международного движения «Добровольцы БРИКС», следует из ответа замминистра Алексея Мешкова. Идею следует проработать не только по линии международных партнеров, но и с МЧС, Росмолодежью, Национальным комитетом БРИКС и неправительственными организациями, считают в МИДе. Автор инициативы Яна Лантратова, член СПЧ и Союза добровольцев России, предлагает разработать для международных волонтеров «дорожную карту».
В России может появиться добровольческая международная организация «Добровольцы БРИКС» по типу волонтеров ООН. Эта инициатива появилась в июле, перед саммитом БРИКС в Уфе, и уже нашла поддержку в российском МИДе.
«Мы предложили консолидировать добровольческие инициативы стран группы БРИКС, тем самым запустив «добровольческое измерение» БРИКС, — рассказывает Яна Лантратова «Газете.Ru». — Это поможет обмениваться опытом, облегчит работу и взаимодействие волонтеров, что в конечно итоге положительно скажется на общем интеграционном результате. А это не только организация крупных международных мероприятий, но и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, системная и комплексная работа с социально незащищенными категориями населения».
Эта идея уже нашла понимание в российском МИДе. Как следует из ответа замминистра иностранных дел Алексея Мешкова, с которым ознакомилась «Газета.Ru», сейчас «целесообразно проработать идею по линии МЧС, Росмолодежи, Национального комитета по исследованию БРИКС» и с неправительственными структурами.
Нужно установить прямые контакты с «добровольческими движениями стран БРИКС с целью выяснения их готовности и наличия у них ресурсной базы для взаимодействия с партнерами», считают в МИДе.
Письма с предложением о сотрудничестве были направлены в крупнейшие молодежные добровольческие организации стран — членов БРИКС: AVIVA — Volunteering in South Africa (ЮАР), Всекитайскую федерацию молодежи (Китай), Volunteering India Field Services and Inter-cultural Learning (Индия), Two Brothers Foundation (Бразилия). По словам Лантратовой, предварительно идею с объединением уже поддержали в Бразилии и ЮАР.
Сейчас, считает Лантратова, необходима экспертная оценка инициатив гражданского общества с целью разработки комплексной «дорожной карты» по реализации проекта развития «добровольчества», а также содействие в привлечении профильных государственных и общественных структур к практической реализации данного проекта. «Добровольцы БРИКС» будут способствовать налаживанию более тесных и многосторонних контактов между институтами гражданского общества стран БРИКС, а также для полноценного функционирования всех организационных структур», — замечает она.
В МЧС, Росмолодежи и НК БРИКС своих предложений на инициативу пока не представили. Информированный собеседник во властных структурах не сомневается, что теперь, после поддержки МИДа, движение получит реальные очертания. «Запрос со стороны общества на волонтерские движения большой, и глупо его не использовать, — говорит он. — Не исключено, что следующий год в России объявят годом волонтера, такое предложение активно обсуждается».
По данным Мирового рейтинга благотворительности (World Giving Index), 2014 году россияне стали больше заниматься волонтерством и помогать напрямую нуждающимся незнакомым людям.
По сравнению с рейтингом-2013 в нашей стране стало на 1 млн больше волонтеров, число тех, кто помогает нуждающимся, увеличилось тоже на 1 млн. «Несмотря на значительный рост этих показателей, в общемировом зачете Россия опустилась на три позиции и занимает теперь 126-е место. Это объясняется тем, что аналогичные показатели в других странах росли еще быстрее», — отмечали исследователи.
Минтруд, к примеру, уже даже придумал, как поощрять добровольцев: к внесению в правительство подготовлен законопроект, по которому у волонтеров будут преференции при поступлении в вузы на специальности социального профиля. Чтобы получить эту льготу, полагают в ведомстве, добровольцы должны отработать 105 часов в год в сфере социального обслуживания.
Но даже и без льгот, как показал июльский саммит БРИКС (Россия в этом году председательствует в группе), который прошел в Уфе, желающих побыть волонтерами и так много. Волонтеров отбирали из 10 тыс. кандидатов, желающим было от 18 до 72 лет.
В основном это были жители Уфы, но в собеседованиях принимали участие и добровольцы из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Челябинска, Екатеринбурга, Магнитогорска, Саратова и Ульяновска. Много было студентов-иностранцев, которые учатся в Уфе, из Китая, Ирана, Индии, Турции, Анголы, Кот-д’Ивуара, Бангладеш, Нигерии, Ливана, Украины, Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Конкурс в итоге оказался почти 20 человек на место — 643 «победителя» получили ярко-бирюзовую форму, бесплатные симки и проезд. Для участия в Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи привлекали 25 тыс. волонтеров.
Впервые всерьез волонтерской темой власти плотно заинтересовались после наводнения в Крымске в 2013 году — тогда на ликвидацию последствий туда приезжали сотни добровольцев со всей России. В Госдуме подготовили проект единого закона о волонтерстве. Их предполагали вносить в реестры и раздавать им специальные документы. А сотрудничающим с ними органам власти заключать специальные договоры с обязанностью страховать жизнь при работе в рискованных условиях. Добровольцы, согласно документу, могли бы сотрудничать с госструктурами только после прохождения бюрократических формальностей. Закон не прошел из-за мощного протеста со стороны волонтеров, которые указали на коррупционные риски и опасность бюрократизации частной инициативы.
Смета на создание «Добровольцев БРИКС» будет минимальной, утверждают инициаторы движения. По их словам, понадобятся средства на общие оргвопросы, остальное же получит проектное финансирование. По функционалу и источникам средств это, скорее, похоже на Программу волонтеров ООН, в которой нагрузку по смете несут все страны-члены. Волонтеры ООН мобилизуют около 7,5 тыс. человек, 80% из них — выходцы из развивающихся стран. Добровольцы получают ежемесячное пособие для покрытия основных расходов на проживание. Минимальный возраст для добровольцев ООН составляет 25 лет, средний — 37 лет и 5–10 лет стажа. Из волонтеров ООН примерно на треть состоит международный гражданский персонал в миротворческих миссиях ООН.
БРИКС объединяет крупные развивающиеся страны с важной для мировой экономики концентрацией сырьевых и человеческих ресурсов: Бразилию, Россию, Индию, Китай и присоединившуюся в 2011 году ЮАР.
По словам Василия Шикина, эксперта Российского совета по международным делам, который сам был волонтером Олимпийских игр в Сочи, «в практическом смысле инициатива по созданию «волонтеров БРИКС», скорее, имеет имиджевый характер, а реальной потребности в этом нет». «Запустить волонтерство реально, как и другие инициативы, которые никого ни к чему (серьезному) не обязывают. К тому же гуманитарная инициатива может быть выгодна России», — считает он.
Оставить комментарий