11 дней, 24 мероприятия только на основных площадках, из них половина — мировые премьеры. В Перми в это воскресенье завершается Дягилевский фестиваль. Здесь в залах не бывает свободных мест даже на представлениях, которые обычно называют «некассовыми».
Мастер-класс Теодора Курентзиса больше, чем спектакль. Приглушенный свет, полный зал зрителей и начинающих дирижеров, собравшихся в Перми ради одного из самых загадочных маэстро современности. Поэтому и урок этот называют почти мистическим сеансом — Курентзис рассказывает не о технике дирижирования, а о способе дышать и летать. Показывает на собственном примере.
«Техника должна быть изначально стимулирована на музыкальные чувства, которые испытываешь внутри. Никакая мануальная техника без искусства не может существовать. А люди, к сожалению, забывают цель. Почему мы приобретаем технику? Чтобы музыку делать», — говорит художественный руководитель фестиваля Теодор Курентзис.
Это репетиция Симфонии № 4 Малера. Она будет звучать на закрытии Дягилевского фестиваля. Когда Теодор Курентзис переехал в Пермь в 2011 году, фестиваль уже существовал, но назывался «Дягилевские сезоны». Маэстро изменил название, философию, наполнение и сделал его ежегодным. Малер всегда в программе.
«Театр — это воспитание. А воспитание создано, чтобы открывать в людях иные органы. Не те, которыми мы пользуемся ежедневно, а другие, которые помогают, чтобы мы почувствовали глубоко, что у нас есть другие возможности восприятия. В этом наша работа. И это стимулирует какое-то развитие — и духовное, и эстетическое», — считает художественный руководитель фестиваля Теодор Курентзис.
За духовным и эстетическим развитием к маэстро выстраивается очередь — не только услышать философские мысли древних греков, но и сделать фото на память. Приблизиться к таинству хочет каждый. Теодор Курентзис уже давно стал предметом общего обожания. Окружен ореолом таинственности и в то же время открыт для публики. Отклик важен любому артисту, чтобы знать, дошла ли музыка до сердца слушателя.
«Я получил образование в России, поэтому я свои силы отдал той стране, которая мне что-то дала. Я должен отдать обратно, правильно? Так построена человеческая коммуникация? Так, в принципе, построена и история веков», — рассуждает художественный руководитель фестиваля Теодор Курентзис.
В России свершился своеобразный культурный переворот. За семь лет Пермь превратилась в место паломничества. Удивительным образом город на Урале становится музыкальным центром мирового масштаба. И наблюдать за этим процессом — словно сидеть в партере зрительного зала. Маэстро смотрит с обратной точки.
Оставить комментарий