«Три сестры» запели на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В Москву оперу по мотивам чеховской пьесы привёз Екатеринбургский театр оперы и балета. У постановки – девять номинаций на премию «Золотая маска».
В «Трёх сестрах» венгерского композитора Петера Этвёша много экстраординарного. Например, инструменты для спецэффектов. Эти осколки фарфора имитируют звук разбивающихся часов.
Источник звука приоритетен в драматургии спектакля. Хора нет, но есть два оркестра: большой – пятьдесят человек на высоте трех метров над сценой. Камерный – в яме. Он отвечает за персонажей.
«Маленький ансамбль, который делает более камерную атмосферу. Этим оркестром управляю я. Я управляю также сценой, солистами. Второй оркестр, который больше, – он должен давать другие эффекты, он дополнительный, поэтому там больше инструментов. Чтобы громче звучало», – рассказал Оливер фон Донаньи, дирижер-постановщик.
Час сорок без перерыва, чтобы у зрителя не было шанса покинуть зал. Партитура – 235 страниц. Дирижер Оливер фон Донаньи считает оперу «той еще штучкой».
13 героев на сцене. Для каждого – свой инструмент. Взяв пьесу Чехова, Этвёш показал историю «Трех сестер» глазами трех разных персонажей – Ирины, Андрея и Маши. Сгруппировал события в три блока. Действие трижды начинается заново.
В оригинальной партитуре Этвёш написал партии сестер для мужчин-контратеноров. Но потом дал шанс певицам.
«Здесь иной подход построения оперы. Где масса персонажей и идет повествование, как у Чехова. Считается, что Петер – он равнозначен литературному материалу», – отметил Андрей Шишкин, директор Екатеринбургского театра оперы и балета.
Герои существуют в пространстве без времени, которое придумал режиссер Кристофер Олден. Такой зал ожидания. Сёстры одеты по моде трех разных эпох: Ирина – в платье XIX века, Маша – в стиле 60-х годов ХХ. Ольга – бизнесвумен словно из наших дней.
Ольга Тенякова в образ Наташи вжилась вокально и драматически.
«Много делается телом, схлипываниями, криками, что не всегда соответствует оперному. Мы должны кричать, визжать, не всегда петь», – призналась Ольга Тенякова, певица.
В партитуре вместо нот прописаны чёрточки и палочки, определяющие уровень звука голоса.
Рискнув поставить оперу Этвёша, Екатеринбургский оперный, похоже, выиграл. Это единственный театр в России, где живут такие «Три сестры».
Оставить комментарий