15 мая исполнилось 170 лет со дня рождения Виктора Васнецова ‒ художника, создавшего хрестоматийные образы героев русских сказок и былин. В Петербурге Васнецов прожил сравнительно недолго, но его работы хранятся в крупнейших музеях Северной столицы. Репортаж Алисы Паршаковой.
Истинный витязь русской живописи Васнецов рисовал с богатырским размахом. В самом большом зале Музея истории религии семиметровые работы сегодня скрыты за современными картинами. В Русском музее пятиметровый васнецовский «Баян» можно увидеть только в каталоге. Стены также оказались неподходящими для большей частей полотен. Но зато посетитель всегда может увидеть легендарного «Витязя на распутье».
Васнецов родился в семье сельского священника, учился в семинарии. Но с благословения отца оставил учебу в Вятской губернии и поступил в Петербургскую академию художеств. Во время учебы юный Васнецов с остальными студентами жил на Васильевском острове. В доме номер 4 на Академической улице раньше был дворовый деревянный флигель. Арендовал комнату Виктор Васнецов по соседству с будущим великим художником Ильей Репиным, с которым они стали лучшими друзьями. Уже тогда близкие называли живописца «ясным солнышком». Не трудно догадаться, какой у него был характер. Он всю жизнь помогал другим. И даже когда стал всемирно известным художником.
«Когда начинается Первая мировая война, в августе 1914 года, Васнецов, как истинный русский, очень горячо переживает эти события, пишет ряд картин для благотворительной выставки. Средства от этой выставки были переданы семьям воинов, которые ушли на фронт», ‒ рассказала главный хранитель Государственного музея истории религии Елена Денисова.
По признанию художника, свой дом он нашел не в Петербурге, а в Москве. Там построил сказочный терем с огромной мастерской. В столице остались самые известные картины мастера ‒ «Богатыри», «Аленушка», «Иван Грозный». А в Петербурге ‒ его последняя работа. В советские годы Васнецов, как иконописец, был предан забвению. Молчали и о главной работе ‒ росписи Владимирского собора в Киеве. Для центральной композиции в алтаре храма «Богоматерь с младенцем» позировали жена с сыном.
«Правила церковной живописи категорически запрещали перенесение родственников на стены храмов и вообще реальных людей. Васнецов создал обобщенный образ, это именно образ русской мадонны», ‒ пояснил ведущий сотрудник отдела живописи второй половины XIX-XXI веков Русского музея Павел Климов.
Над росписью собора Васнецов работал 10 лет. Его неповторимой манере до сих пор пытаются подражать. Васнецовскую «Богоматерь с младенцем» называют идеалом божественной красоты, а самого художника ‒ проповедником идеи русской национальной силы.
Оставить комментарий