Сегодня исполняется 60 лет со дня рождения Алексея Балабанова. «Я люблю кино профессиональное, странное и очень эмоциональное, чтобы энергия была». Так говорил режиссер и так снимал ‒ про то, что видел и чувствовал.
«Брат» Алексея Балабанова ‒ феномен российского кино. Он был снят в 90-е, когда еще не сложилась новая система кинопроката, и тем не менее прорвался на большие и малые экраны, нашел своего зрителя. Появился новый герой, прошедший Чеченскую войну, Данила Багров. Наивный, но хладнокровный киллер, который верит в силу правды, и любит русский рок.
«Это был образ противоречивый. Он не был ни положительным, ни отрицательным. Он был, действительно, из того времени, из той эпохи, из той среды, из того исторического периода, который пережила Россия», ‒ отметил кинокритик Андрей Плахов.
Персонажи фильмов Балабанова не были однозначными. Но их понимали, им сочувствовали. Парадокс: герой фильма «Брат» шокировал и в то же время вызывал симпатию. В этом и состояло мироощущение человека 90-х. Этого было достаточно для безоговорочной всенародной любви, которую и получили герои Алексея Балабанова.
«Леша очень хотел, чтобы за рулем этого грузовика, перевозившего Сергея из Петербурга в Москву, был водитель, как он говорил, с русской рожей. В итоге они меня уговорили. Я им говорю: ну, ладно, повесьте мою фотографию с Дуней, дочкой младшей, в качестве шутки, я соглашусь», ‒ вспоминает оператор Сергей Астахов.
Обратная сторона популярности ‒ обвинения режиссера в излишнем натурализме на экране, демонстрации жестокости, национализме, антисемитизме и русофобии. За прояснением позиции к Балабанову обращались журналисты и получили краткий ответ: «Просто я Родину люблю».
«Как-то он реагировал на реакцию публики, критиков, иногда с недоумением: почему мрачно? Немножко даже по-детски», ‒ рассказал продюсер Сергей Сельянов.
Унылые промзоны 80-х, вымышленный город Ленинск. В «Грузе 200» Алексей Балабанов нащупал еще один нерв времени: возвращение советского прошлого, завораживающего и отталкивающего. Столь жестокого, натуралистичного фильма от режиссера не ожидали. Стилизация под ретро лишь усиливала эффект. Вот что может скрывать ностальгия по славному прошлому.
«Я тоже хочу» ‒ последний фильм Алексея Балабанова. Музыкант, бандит, алкоголик и проститутка едут на поиски «колокольни счастья», которая находится недалеко от атомной станции, закрытой после аварии. Фильм об уходе, о смерти, внезапной и неотвратимой. И в нем Балабанов сыграл самого себя.
Оставить комментарий