Новый фильм Сильвена Деклу De grandes espérances («Большие ожидания»), который у нас назвали «Идеальная ложь», можно отнести к лучшим релизам года. Да и французское кино давно не баловало публику картинами столь емкими, содержательными, дискуссионными и при этом сюжетно напряженными и по-настоящему увлекательными.
Влюбленная пара — Мадлен и Антуан — отдыхают на песчаных пляжах Корсики. Крупный бизнесмен и политический деятель, отец Антуана снял здесь виллу, и вечерами там происходят накаленные споры о социально ориентированной экономике и левых идеях, их совместимости с актуальной политикой Франции, об идеалах и политической реальности. Самая активная в спорах — молодая претендентка на поступление в высшую Национальную школу администрации ENA Мадлен. Она уже написала диссертацию, где критикует существующую политическую систему, и произвела сильное впечатление на Габриэль, амбициозную, влиятельную и метящую в министры.
Эта довольно долгая сцена словно бы предвещает чисто политический или даже «производственный» фильм, какие были популярны в СССР. И заодно эпизод за семейным столом даст нам понять, что все герои предстоящей истории связаны между собой родственными или любовными узами. Вслед за ним следует короткая постельная сцена: «химия» между Антуаном и Мадлен обещает жгучую романтическую историю. И, наконец, на узкой безлюдной дороге в город с героями происходит нечто, круто изменившее всю их жизнь и навсегда поселившее в них чувство вины.
Невольно став преступниками, они теперь должны напропалую врать, прятать глаза от людей, но пытаться жить так, как если бы ничего не случилось. Фильм становится триллером, где угроза героям висит в воздухе и до финала обеспечивает сюжету напряженность.
Антуан, серьезно струсив, исчезает — улетел куда-то в Америку. Мадлен, чья жизнь уже не может быть прежней, пытается идти по намеченному пути напролом, учится врать, почти с вызовом смотря на собеседника широко распахнутыми честными глазами. Иной раз нервы сдают, и экзамен она завалит, но станет ассистенткой у Габриэль — помощницей инициативной, талантливой, незаменимой. Дальнейшее развитие событий в фильме непредсказуемо. Казалось бы, все утряслось, все забыто, но все окажется еще впереди, интерес к происходящему не иссякнет до конца, причем и этот финал даст богатую пищу для размышлений о роли лжи в нашей жизни и о случаях, когда она может восторжествовать окончательно.
На вступительных экзаменах в ENA Мадлен зададут вопрос о том, что она выберет- верность истине или политическую целесообразность. Это единственный вопрос, который она даже не поймет. Что и определит ее дальнейшие действия, ее танковую энергию, способную заглушить все переживания, сложности ее отношений с отцом-слесарем, которого она стыдится, страшное разочарование в предавшем ее любимом человеке и ее решимость на зло примитивное ответить злом изощренным и так победить.
В своем втором полнометражном фильме Сильвен Деклу явил редчайшее умение говорить об очень сложном очень доступно и увлекательно. Его актеры, выполняя задания почти виртуозные, безупречны в своей органике. Солирует, конечно, Ребекка Мардер («Мое преступление») в роли Мадлен. Сила характера ее героини, ее эмоциональный напор и способность управлять даже самой безвыходной ситуацией заставляют вспомнить о наступившей эре активного феминизма: во всем этом фильме рулят женщины, включая проницательную Габриэль (замечательная работа Эммануэль Берко) и фабричную работницу-активистку, предводительницу бунта (экспрессивная Орели Марпо). Мужской пол в картине выглядит менее презентабельно: отец Мадлен неудачник Иван (Марк Барбе), министр труда, приехавший на завод с лукавой целью облапошить работяг (Паскаль Ренерик), и, конечно, хлюпик Антуан, который, нашкодив, бежит в кусты и всегда готов предать близкого человека (Бенжамен Лаверн). Но в этом случае такой расклад сил в сюжете — дань не конъюнктуре, а реальности.
Смотреть картину российской публике будет интересно вдвойне: много ценной информации о том, как работает демократия, что такое следствие и судопроизводство, какой бывает пенитенциарная система и еще масса важного, но полузабытого. Включая роль, которую может и должно играть в общественном сознании настоящее кино.
Оставить комментарий