Приднестровье существует в условиях стопроцентной экономической блокады. О сегодняшней жизни региона рассказал главный редактор республиканской газеты «Приднестровье» Александр Карасев.
Александр Карасев: Приднестровью приходится рассчитывать на собственные силы. Фото: Игорь КурашовАлександр Карасев: Приднестровью приходится рассчитывать на собственные силы. Фото: Игорь Курашов Александр Карасев: Приднестровью приходится рассчитывать на собственные силы. Фото: Игорь Курашов
Как сказались на Приднестровье введенные Украиной запреты на ввоз и вывоз товаров?
Александр Карасев: Молдова, договорившись с Украиной, открыла совместные пограничные и таможенные посты на въезде с украинской территории в Приднестровье. В частности, так обстоят дела на КПП «Кучурган» — главном въездном пункте с Украины, через который идет 85 процентов всех ввозимых в республику товаров. Кроме того, чтобы провести через КПП продукцию, нужно зарегистрировать свою компанию в Молдове. Это решение, к слову, действует с 2014 года. Остается вопрос: какой смысл в деятельности международного формата 5+2 (Приднестровье, Молдавия, Россия, Украина, ОБСЕ, ЕС и США. — «РГ»), если двое из участников переговоров договариваются об удушении республики за спиной приднестровцев?
Другая проблема — Молдавская ГРЭС, расположенная в Приднестровье, продавала электроэнергию Молдове. Но Киев договорился с Кишиневом о том, что Украина будет продавать Молдове электроэнергию, хотя ее не хватает самой. Причина понятна: поступавший в бюджет Приднестровья доход от продажи электроэнергии — это 80 миллионов долларов в год. Проблему удалось решить лишь недавно.
Ясно, что во многом Приднестровью приходится рассчитывать на собственные силы. Например, у вас есть программа «Покупай приднестровское», нацеленная на развитие производства и спроса на местные товары. Удается ли ее осуществлять?
Александр Карасев: Овощи-фрукты, консервы, мясо, молоко, кондитерские изделия — все самое необходимое мы производим сами. Цель программы — активизировать работу приднестровских предприятий, чтобы можно было не импортировать товары. Это, кстати, прежде всего скажется на Украине, где мы раньше покупали практически все. Кроме того, на территории Приднестровья множество предприятий, которые налаживают экономические связи с Россией. Например, молдавский металлургический завод, или производящий двигатели «Электромаш». Консервный завод в городе Каменка на севере Приднестровья значительную часть продукции отправляет в Россию. У нас есть комплекс по искусственному разведению осетровых — в реализации этого проекта нам помогают российские специалисты. Я не говорю уже о виноконьячном заводе «Квинт». Сейчас вот клубника пошла, черешня — тоже отправляем в Россию. Кроме того, существует российско-приднестровская программа целевой помощи аграрным предприятиям.
Россия помогает нам и с мелиорацией земель. В Рыбницком районе республики уже начинаются работы. В Слободзейском и Григориопольском районах разрабатывается проектно-сметная документация.
Как Приднестровье доставляет товары в Россию в условиях блокады?
Александр Карасев: Оформлять товары приходится не только в Приднестровье, но и в Молдове, то есть нас заставляют осуществлять двойное таможенное оформление. Товаросопроводительные документы и другие сертификаты Приднестровья не признаются. За транзитными документами тоже надо ехать в Кишинев, даже если везешь продукцию через Украину. Нас просто пытаются экономически задушить. Тем не менее в республике активно развивается аграрный сектор. Приветствуется создание малого бизнеса. Появились налоговые льготы для индивидуальных предпринимателей. Политика нашего президента Вадима Красносельского — создавать рабочие места на родине. Власти посылают молодежь на учебу в Россию, которая выделяет для них бюджетные места в вузах, с тем чтобы, отучившись, молодые люди возвращались в Приднестровье. В самом Тирасполе есть филиалы двух российских вузов, которые выдают дипломы российского образца.
Однако для поступления в российские вузы нужно получать школьное образование по российским стандартам…
Александр Карасев: У нас полностью внедрена российская образовательная программа, включая ЕГЭ.
Как сказался на отношениях Кишинева и Тирасполя приход к власти в Молдове президента Игоря Додона?
Александр Карасев: Додон дважды встречался с главой нашей республики. Красносельский предложил не говорить о политике, а обсудить насущные житейские и экономические проблемы: признание дипломов, свободный пропуск машин с приднестровскими номерами, торговлю. И сам факт состоявшегося визита в Приднестровье Додона — хороший знак, предыдущие президенты Молдовы не считали нужным к нам приезжать. Но хотелось бы дальнейшего развития партнерских отношений.
Оставить комментарий