Украинские СМИ опубликовали новость о том, что страна якобы получила статус «аспиранта» в НАТО. Из-за этого президент Украины Порошенко рассыпался в благодарностях перед руководством альянса и персонально вице-президентом США за «признание реального состояния наших отношений» и «повышение уровня амбиций Украины к НАТО». Буйная радость Порошенко и других киевских «ястребов» на поверку оказалась необоснованной.
Сообщение на сайте НАТО, так раззадорившее украинские издания, было опубликовано под заголовком «Расширение» и дословно гласило: «Двери НАТО остаются открытыми для любой европейской страны, которая в состоянии взять на себя обязательства членства и вносить вклад в безопасность Евроатлантического региона. С 1949 года количество членов НАТО увеличилось с 12 до 29 стран за семь раундов расширения. В данный момент четыре страны-партнера заявили о своих стремлениях вступить в НАТО: Босния и Герцеговина, Грузия, бывшая югославская Республика Македония и Украина».
Слово «стремления» (aspiration) применительно к своей стране в Киеве решили перевести как «аспирант», изобретя тем самым новый несистемный статус для своего государства в рамках альянса, хотя, очевидно, речь в данном случае шла лишь о перечне стран, «стремящихся к членству» в блоке. Такой перевод оказался бы более корректным, но с политической точки зрения менее многообещающим. Тем более что определение таким «стремящимся государствам» в документах альянса действительно дано: это страны, объявившие о своей заинтересованности в членстве, «приглашенные к углубленному диалогу», но не удостоенные так называемого плана действий по получению членства (ПДЧ), выполнение которого, впрочем, также не является гарантией полноправного членства в организации.
Реакция Порошенко и компании на констатацию Брюсселем достаточно банальных вещей — Киев действительно стремится попасть в НАТО — имеет и другую особенность: «аспирантом» Украину признали еще в 2005 году, на саммите альянса в Вильнюсе. А уже в 2008 году, на аналогичном мероприятии в Бухаресте, ставился вопрос о предоставлении Киеву так называемого ПДЧ. Однако из-за категоричной позиции Германии и Франции, возражавших против ускоренного вхождения Незалежной в альянс, перспектива получения Украиной этого плана была отложена в долгий ящик. Иными словами, еще при президентстве Виктора Ющенко Украина находилась куда ближе к членству в НАТО, чем она оказалась при Порошенко. Точно так же «медовый месяц» в отношениях с Евросоюзом Украина пережила при президентстве Виктора Януковича. Тогда Киев, придерживавшийся, несмотря на внутриполитические штормы, политики многовекторности на международной арене, был более независимым и влиятельным. Теперь же с украинскими властями разговаривают только на Западе и все более приказным тоном. Вероятно, поэтому, вскоре после того как Порошенко с опозданием на тринадцать лет выразил в социальных сетях благодарность Брюсселю за обретенное «аспиранство», спецпредставитель Госдепа США на Украине Курт Волкер категорично заявил, что Киев по-прежнему далек от перспективы получения членства в альянсе.
Украинские эксперты ажиотаж вокруг короткого сообщения на сайте НАТО объяснили просто: тема сближения с блоком станет ключевой в избирательной кампании Порошенко наряду с «безвизовым режимом» и «отражением российской агрессии».
Оставить комментарий