«Он великий мастер вокального искусства! — уверенно заявляет профессор. — Когда в 1989 году он впервые приезжал в Москву с сольным концертом, мне посчастливилось быть там и видеть все своими глазами. Зал был забит под завязку. Все ждали, что сейчас будет стенобитный голос огромного масштаба. Паваротти вышел на сцену и запел. И вы знаете, никакого сумасшедшего голоса, никакого тебе форте, не говоря уже о фортиссимо. Зал удивленно притих, и первое произведение завершили дежурные аплодисменты. Но потом все стало ясно.
Когда оперный певец начинает петь, зал тоже непроизвольно берет воздух в легкие и держит до следующего вздоха выступающего. Здесь даже профессионалы, я видел, не раз и не два добирали воздух, а он все пел. Люди увидели и услышали, что главное, оказывается, не сила голоса, но главное — владение техникой. Удивление сменилось восхищением и такими овациями, которых мне больше слышать не доводилось. При невысокой громкости у него была феноменальная полетность голоса, так что его было идеально слышно чуть ли не в фойе. Это нельзя в себе взрастить — это подарок Бога. В ближайшее время такого таланта нам слышать не придется».
За свою более чем сорокалетнюю певческую карьеру Лучано Паваротти исполнил сотни произведений. Он всегда мечтал петь в Ла Скала. Его дважды не принимали в столь желанную труппу, но дирижер Герберт фон Караян настоял, чтобы Паваротти взяли на подмену. В 1966 году он дебютировал в Ла Скала в качестве солиста, исполнив партию Тибальда в опере «Капулетти и Монтекки» Винченцо Беллини. Много лет спустя, когда-то поверивший в молодого таланта дирижер назовет Паваротти лучшим тенором мира.
В 1967 году лондонское высшее общество собралось в Covent Garden, чтобы услышать партию Тонио в исполнении Паваротти в опере «Дочь полка» композитора Гаэтано Доницетти. Именно на этой сцене он непринужденно и без видимых усилий возьмет сразу 9 верхних «до». До того дня никому не удавалось исполнить этого сложнейшего элемента. Зал замер и разразился волной оваций. С тех самых пор Паваротти и стали называть «королем верхних до».
В 1988 году он блистательно выступил в Берлинской опере с арией Неморино в «Любовном напитке» Доницетти. Зрители вновь и вновь вызывали певца на сцену. Занавес в тот день поднимался 165 раз. Этот абсолютный рекорд был внесен в Книгу рекордов Гиннесса.
По-настоящему ошеломляющую мировую известность Лучано Паваротти принесло выступление на церемонии открытия мирового кубка FIFA в 1990 году в Милане. Он исполнил арию Nessun Dorma из оперы Джакомо Пуччини «Турандот». Песня сразу же стала хитом, а ее исполнитель больше не мог спокойно гулять по улицам, не раздавая при этом автографов.
Окончание турнира стало значимой профессиональной вехой не только для Паваротти, но для двух других популярнейших теноров XX века: Пласидо Доминго, Хосе Каррераса. Ведь именно тогда, на последнем матче, был дан первый концерт «Трех теноров». Ошеломляющий успех сделал трио самым знаменитым оперным составом в мире. После такого бурного принятия публикой они решили гастролировать именно таким составом, что привело к неимоверному повышению интереса к оперному искусству. То выступление завершилось композицией O solemio. До сегодняшнего дня именно это исполнение ставится в пример молодым тенорам в лучших вокальных школах.
Оставить комментарий