Главный футурист моды, «красный портной», первый кутюрье для мужчин – как только не называли за его долгую жизнь великого Пьера Кардена. Он умер, успев с лихвой застать XXI век, певцом которого его называли еще в середине века XX, когда его модели были истинным прорывом в мире моды и были больше похожи на творения безумных фантастов.
А когда-то Пьер был самым молодым кутюрье в Париже. Ему было 20 с хвостиком и он работал у великого Диора, создавая знаменитый New Look – тонкая талия, пышная юбка… Но это тоже было не так уж долго: в 1950-м у 28-летнего портного уже был собственный Дом, Pierre Cardin, которому была суждена мировая слава.
Но перенесемся еще на 28 лет назад. 22 июля 1922 года в венецианском городке Сан-Бьяджо-ди-Каллальта в многодетной семье Карденов родился сын Пьетро. Отец его сначала был военным, но потом вышел на пенсию, занялся виноделием и стал уж было надеяться на беспечную старость, как в Италии взяли власть фашисты. Имея некоторые этические и эстетические расхождения с Бенито Муссолини, Карден-старший с семьей перебрался во Францию.
Это стало звездным часом для Пьетро: пока в Италии шили черные рубашки и выдумывали аксельбанты попышнее для военных мундиров, во Франции началась эпоха Новой элегантности с ее ориентиром на женственные выдержанные образы и практичность. Пьер, как стали называть его на новой родине, устроился подрабатывать помощником портного, но очень скоро затмил учителя. Рамки стали ему тесны, Карден перебрался в городок Виши и устроился портным в магазин мужской одежды. Надо сказать, что понятия «высокая мужская мода» тогда практически не существовало – была просто качественная элегантная мужская одежда. Видимо, еще работая в магазине молодой Пьер впервые задумался об одежде haute couture для сильного пола.
И вот – 1945 год: Кардену 23, а перед ним великолепная столица мировой моды, празднующая Победу. Одну из первых своих побед в Париже отпраздновал и Пьер – его зовет знаменитый Жан Кокто делать костюмы для своего фильма «Красавица и чудовище». После оглушительного успеха картины художника взял к себе Кристиан Диор. Главным модельером!
Пьер Карден в полной мере воспользовался этими тремя годами у великого кутюрье. Воспользовался, чтобы полностью наплевать на все классические установки маэстро Кристиана. Тогда появляются знаменитые платья-пузыри, юбки из винила, ботфорты и – о, ужас! – первая в мире одежда в стиле унисекс. Да-да, и это тоже Карден. Правда, сам модельер неоднократно открещивался от этого изобретения, твердя:
— Я люблю, когда мужчина – это мужчина, а женщина – женщина. Не люблю серединки!
При этом он никогда не скрывал своего интереса к сильному полу, повторяя при этом, что он свободный человек. (Кстати, мода на очки – мужские и женские – это тоже его заслуга. До Пьера окуляры были прерогативой исключительно медиков и их пациентов).
И еще один вклад от великого мастера – магазины готовой одежды haute couture. До середины 50-х платья и костюмы высокой моды изготавливали только на заказ и по безумным ценам. Великий демиург от моды несколько нарушил библейский ход событий – его первый бутик назывался Eve, «Ева». Adam открылся лишь спустя три года. Цены для одежды такого уровня и там и там были божеские.
А ближе к концу 50-х Карден представил свою первую коллекцию prêt-a-porter – одежды, доступной всем слоям населения, но с великим лейблом Pierre Cardin на этикетке. За это маэстро вычеркнули из списков парижской Chambre Syndicale – ассоциации, которая контролировала всю высокую моду. Ведь он теперь был простым портняжкой, шьющим для простонародья.
За всю жизнь Карден запатентовал более 500 изобретений – от сковородок своего имени до пиджаков без воротника, так называемых «битловок», которые носили великие The Beatles.
Еще одна новаторская черта Пьера Кардена – нестандартные модные показы. Он увел своих моделей из душных залов и примерочных и вывел в универмаги, в музеи, да и просто на улицы городов. Это было вопиюще! Да, улицы были не обязательно парижскими, лондонскими или римскими. Первым в мире модельер вышел на азиатские рынки, и даже проник в маоистский Китай и хрущевский СССР. Собственно, поэтому его и прозвали красным кутюрье.
Широко известна дружба Кардена с великой русской балериной Майей Плисецкой. Он впервые увидел ее на парижской премьере «Кармен» и с тех пор не только шил НА нее для своих показов, но и ДЛЯ нее – повседневные и вечерние туалеты. Карден бывал в СССР неоднократно, причем, вовсе не как турист или известный человек. В 1986 году он подписал контракт с Министерством легкой промышленности на производство… повседневной мужской, детской и женской одежды. Все тот же прет-а-порте, но по-русски.
А в 1991 году на самой Красной площади состоялось дефиле 50 моделей красного кутюрье. В последний раз Карден приехал в Москву в 2013 году и признался, что любит русских «потому, что они смелые», как и сам портной.
Современная мода немыслима без Пьера Кардена, она создана им. Но история запомнит его не только как великого новатора, но и как ремесленника, который никогда не забывал о том, что обычные люди тоже хотят красиво одеваться. Он подарил им не только модную и недорогую одежду, он подарил им уверенность и чувство собственного достоинства. А сам почти 100 лет оставался мальчиком из Сан-Бьяджо-ди-Каллальта.
Оставить комментарий