Одна из спикеров онлайн-дискуссии Открытого лектория «Культура 2.0» Марсела Сабину работает в… Музее завтрашнего дня. Каждый день Марсела посещает одно из самых необычных зданий на планете и изучает то, каким будет завтрашний день. Кажется, что жизнь Марселы похожа на фантастическое кино: новые технологии, инновационные открытия, общение с футурологами. Вот только Марсела убеждена, что о будущем стоит думать в настоящем. Подробнее об этом в ходе дистанционной беседы узнала Алина Артес.
А.А. — Марсела, Вы руководитель отдела инноваций в Музее завтрашнего дня. Каково это – работать в музее, посвященном не прошлому, а будущему?
М.С. — С момента своего открытия в 2015 году в Рио-де-Жанейро музей зарекомендовал себя как прогрессивное образовательное учреждение, подталкивающее нас поразмыслить о том, как мы хотим жить – в том, что касается планеты и друг друга.
Музей всегда заглядывает на 50 лет в будущее, а в центре его находятся пять важных вопросов, которыми всегда задавалось человечество: Откуда мы родом? Кто мы такие? Где мы находимся? К чему мы движемся? Как собираемся добраться до цели? Каждому из этих вопросов посвящена отдельная секция музея.
Когда я впервые надела каску и вошла в Музей завтрашнего дня в мае 2015 года, я и представить не могла, каким невероятным приключением станут следующие пять лет, проведенные мной в качестве директора лаборатории, а теперь и руководителя отдела инноваций музея. Мне колоссально повезло: за эти годы мы создали лабораторию, набрав множество настоящих звезд – креативщиков, технологов, художников, футуристов и ученых, и я более чем благодарна за эти годы! Мне выпал шанс исследовать будущее продуктов питания, будущее моды, будущее труда, довелось экспериментировать с технологиями дополненной и виртуальной реальности, цифрового производства, робототехники, больших данных, биотехнологиями и Интернетом вещей. Еще больший восторг я испытываю от того, что знаю, что в результате этих проектов, создаваемых на протяжении нескольких лет, их участники создавали новые компании, сообща работали над самыми передовыми проектами, меняли области исследования и становились увереннее, чтобы смело устремиться навстречу новому.
А.А. — Вы примете участие в онлайн-дискуссии проекта «Культура 2.0», где расскажете о музеях будущего. Почему, на ваш взгляд, об этом важно говорить?
М.С. — Думаю, крайне важно обсуждать не только музеи будущего, но и будущее музеев. По оценкам Всемирного экономического форума, за время пандемии 85 000 музеев были вынуждены временно закрыться, и в результате этого кризиса 30 % музеев, вероятно, придется сократить большую часть сотрудников, чтобы выжить, а 13 % могут никогда не открыться вновь.
Однако музеи имеют решающее значение для устойчивости общества: они помогают нам ощутить связь с прошлым и настоящим, а некоторые даже позволяют представить будущее. Благодаря этому мы осознаем свое происхождение как граждане, как люди, как обитатели планеты Земля, а также в каком направлении двигаться. Чем лучше мы понимаем самих себя и путь, который мы выбрали, тем проще нам будет представить оптимальные способы движения вперед.
Музеи будущего, как правило, в большей степени ориентированы на будущее, чем традиционные музеи, и осознают важность своей роли в качестве учебных центров, заинтересованных в создании более устойчивого, общительного, инклюзивного, способного к самовосстанавливающегося общества. Музеи, которые уже устремлены в будущее, могут подтолкнуть более традиционные музеи к использованию других инструментов, процессов и методик во имя лучшего будущего.
А.А. — Музей завтрашнего дня – один из самых необычных в мире, причем как внешне, так и внутри: необычный дизайн и активное использование новых технологий. Как сегодня меняются музеи? Исчез ли музей в традиционном понимании?
М.С. — Основополагающая концепция музея заключается в том, что завтрашний день – не пункт назначения, а место, над созданием которого надо трудиться уже в настоящем. Мир сегодня чрезвычайно разобщен, и музеи важны как никогда. Опрос, проведенный Исследовательским центром Пью в 2020 году, выявил, что каждый пятый взрослый в США узнает новости преимущественно из соцсетей – в некоторых развивающихся странах, где смартфоны выпускают с уже установленными приложениями вроде Facebook, этот показатель, вероятно еще выше. Это проблема, ведь алгоритмы, на которых строятся соцсети, устроены так, чтобы специально удерживать вас на этой платформе, так что они предлагают вам контент, который вам нравится, а не гармоничное соотношение разных мнений и анализ фактов.
Получается, зачастую мы живем в этаких «эхо-камерах» онлайн. Однако музеи и культурные институты – это сравнительно нейтральное пространство, где людям могут встретиться новые идеи, новые концепции и новые взгляды на мир. Музеи – это пространство, где самые разные люди встречаются, обмениваются опытом и учатся новому. Все чаще и чаще музеи организуют дебаты, представления, чтения и разные формы общения людей на темы, связанные с представленными экспозициями – в таком пространстве музеи могут позиционировать себя как этакие «городские площади», «места общего собрания», где ничто не препятствует свободному потоку идей. Нам отчаянно нужны подобные пространства, чтобы мы могли критически подойти к тому, в каком обществе хотим жить.
А.А. — Вы работаете над проектами, использующими искусственный интеллект, виртуальную реальность, цифровое производство, робототехнику, большие данные и Интернет вещей. Расскажите о своих самых интересных открытиях.
М.С. — В лаборатории мы вдохновляем посетителей и участников перестать быть просто потребителями в реальном и цифровом мирах и стать творцами с помощью незамысловатых и высокотехнологичных функций и сценариев. Мы то снимаем туземную женщину на фоне зеленого экрана, чтобы она ощутила, каково это – находиться в виртуальной реальности, то выращиваем одежду из чайного гриба, то создаем 3D-принтер для еды, обсуждая необходимость искусственных маток на Марсе, то берем образцы личинок жуков, чтобы определить, какие насекомые приятнее всего на вкус, а значит, подходят для разведения, то создаем музыку в стиле самба с помощью искусственного интеллекта и даже придумываем новые профессии, которые будут существовать через 50 лет. Мы сделали это с помощью выставки «Ofisuka 2068 – Какой будет работа будущего». То был вызов – представить и создать завтрашний день, выходя за рамки рассказов о радикальной автоматизации и безработице из-за вмешательства технологий, которые, главным образом, составляют сегодняшние заголовки. На выставке мы создали Ofisuka (это японское слово, означающее «офис-дом»), где на дворе 2068 год и разрабатываются необыкновенно творческие многопрофильные проекты – вот что ждет нас через 50 лет. В рамках выставки мы придумывали новые, теоретически возможные профессии, принадлежащие, скорее, сфере искусства, а не науки, например глубокое погружение в сон, разработка сырья для сновидений, а также комбинаторика генов человека с учетом экологических, психологических и поведенческих факторов. В лаборатории не бывает обычных дней, и, хотя наша работа может показаться разнообразной, все наши многочисленные проекты и коллаборации руководствуются единой целью.
А.А. — Вы – стратег будущего. Возможно ли было заранее предсказать пандемию COVID?
М.С. — Важно отметить, что предсказать будущее никто не в состоянии. Однако можно определить сигналы и драйверы, указывающие на то, каким будет возможное или даже вероятное будущее. Эпидемиологи долгое время предупреждали общество о риске глобальной пандемии и о том, что мы к ней не готовы. Что и произошло. У нас нет глобальных систем, позволяющих поднять тревогу и эффективно сдержать распространение инфекции, и это проблема, ведь инфекционные заболевания распространяются по всей земле со скоростью самолета, на котором зараженный человек летит из одного места в другое. Мы покушаемся на естественную среду обитания диких животных, несущих опасные для людей возбудителей болезни, а значит, будут и другие пандемии. Мы должны усвоить урок, который преподала эта пандемия, и удостовериться, что подобного ни за что не случится.
А.А. — В фантастическом фильме «Пятый элемент» в будущем все пользуются летающими такси и перемещаются с планеты на планету. А каким вы видите будущее?
М.С. — Будущее – это не место назначения, это то, что создаем мы сами. В моем случае мы создаем прототипы, использование которых позволит решить вопросы, которые кажутся неразрешимыми, например, как накормить 10 миллиардов человек в 2050-х, как придумать одежду будущего, которая станет нашим интерфейсом, а не просто прикроет тело, и какой будет работа через 50 лет.
Мы показываем эти прототипы на выставках, поскольку это отличный способ увлечь посетителей идеей такого будущего. Забавно, но, сидя внизу, в лабораториях, мы и правда слышим, как люди реагируют на наши выставки. Что-то в духе «о боже, эта штука могла бы спасти мою жизнь» или «какая гадость, надеюсь, я умру до того, как настанет эта эпоха». В любом случае, это потрясающе, поскольку открывает умы людей во времена, когда, на мой взгляд, мы столкнулись с кризисом воображения. Наш разум колонизировали антиутопии – истории в духе «Черного зеркала», и многим будущее видится полным дыма, таким же, как фильмах «Терминатор», «Бегущий по лезвию» и «Первому игроку приготовиться». Мне бы хотелось, чтобы люди подумали об этом и поняли, что будущее не должно быть таким, каким они его себе представляют. Вот почему наш музей никогда не занимается антиутопиями, вот почему одна из главных целей нашего музея – создавать предпочтительные сценарии будущего.
А.А. — Что сегодня может сделать обычный человек для будущего нашей планеты?
М.С. — Думаю, людям стоит завести привычку представлять, каким будет мир через десять лет – какой жизнью им бы хотелось жить, в каком обществе? Будет ли в этом обществе право на личную жизнь? Что насчет доступности и качества образования, здравоохранения? Каким будет природный мир? Какими будут города этого мира? Так человек и «выстраивает» вот этот желанный мир, подобно тому как автор, пишущий в жанре научной фантастики, выстраивает мир, где будет разворачиваться его история. Следующий шаг – понять, что в созданном вами мире находит наибольший отклик в вашей душе, какая его часть позволяет почувствовать себя живым? Например, держится ли этот мир на возобновляемой энергетике, скажем, на солнечной энергии? Составьте проект, мысленно перемещаясь от придуманного вами желанного будущего назад к настоящему, и спросите себя, что вы можете предпринять, чтобы задуманное сбылось. Можно узнать побольше о солнечной энергетике и убедиться, что, отправляясь на голосование, вы учитываете мнение политиков по данному вопросу; можно поставить солнечные панели на крышу собственного дома и предложить использовать их на рабочем месте, можно даже получить в университете соответствующее образование и начать работать в этой отрасли. Возможности бесконечны, надо просто вообразить, каким вы хотите видеть будущее, и двигаться вперед.
А.А. — «Культура 2.0» — дискуссионный проект Санкт-Петербургского международного культурного форума. Что для вас значит Форум? Почему вы согласились быть его спикером?
М.С. — Думаю, этот форум особенный, ведь он предоставляет пространство для открытого диалога и обмена опыта между работниками сферы культуры, политиками и представителями бизнеса со всего мира, которые работают в культурной экосистеме. Это шанс поделиться новыми идеями, оригинальными подходами, которые могут оживить культурные практики и придать им новое значение перед лицом растущей неопределенности. В нашем разобщенном мире музеи и учреждения культуры важнее, чем когда-либо прежде, ведь они, как правило, рассматриваются как нейтральные пространства, где можно открыто обсуждать общество. Эти уникальные пространства предлагают столь необходимую платформу для встречи самых разных мнений, которые потенциально могут проложить дорогу важным общественным преобразованиям.
Оставить комментарий