В Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» в подмосковной Истре открылась выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» к 180-летию со дня рождения живописца. В экспозиции сделали акцент на преподавательской деятельности художника, через класс которого прошли Валентин Серов, Борис Кустодиев, Филипп Малявин и другие мастера второй половины XIX — начала XX века.
«Мы поставили для себя задачу не повторять многочисленные монографические выставки, посвященные Репину. Постараемся сконцентрироваться на работах, которые в основном хранятся в запасниках музеев», — рассказывает директор «Нового Иерусалима» Анна Антипенко.
Более сотни работ предоставили 20 музеев и четыре частных собрания. В том числе Третьяковская галерея, Пушкинский, Русский музей и Музей русского импрессионизма.
Лейтмотив экспозиции — тонкость душевной организации, личных и профессиональных отношений Репина.
«Даже простое перечисление художников, которые вышли из его мастерской, ставит в тупик любого. Совершенно непонятно, каким должен быть мастер, чтобы под его началом созрели такие разные Серов, Малявин, Бродский, Сомов и другие», — отмечает куратор проекта Ксения Новохатько.
В «Новом Иерусалиме» попытались воссоздать атмосферу, в которой проявили себя столь разные таланты. Например, можно оказаться в натурном классе — с подиумом, персидскими коврами и натурщицей, естественно.
Основой трех разделов экспозиции послужили ключевые принципы Репина: «Тело так тело», «Учитесь у природы» и «Идите своим собственным путем». Тематически подобранные работы позволяют сравнить, как тот или иной сюжет воплощали разные художники.
По воспоминаниям современников, Репин всегда брал с собой палитру и непрерывно рисовал: даже в театре, экипаже, трамвае.
Под природой мастер понимал не только пейзаж, но и человеческий характер, который его воспитанники запечатлевали в автопортретах и незаказных портретах своих жен, подруг, сестер.
Оставить комментарий