По интригующему и масштабному замыслу предполагается, что в Концертном зале им. П.И. Чайковского в течение семи лет прозвучат все произведения Игоря Стравинского без каких-либо малейших изъятий. Автор амбициозной идеи музыковед Ярослав Тимофеев, который выступает еще и блистательным рассказчиком на каждом вечере этого цикла, доказывая, что музыковедение «живая» наука, полная парадоксов и детективных поворотов, а фигура Стравинского еще полна неразгаданных тайн. Завершен только первый сезон грандиозного проекта, а сделано уже несколько любопытных открытий.
Стравинский написал около 35 часов разной по степени гениальности музыки. Некоторые произведения стали признанными шедеврами и хитами, другие сочинения — почти забыты: не исполняются нигде и никогда. В данном случае звучат все опусы композитора в хронологическом порядке. В первом концерте принимал участие Академический симфонический оркестр Московской филармонии (под руководством Антона Шабурова). Кстати, именно с этим оркестром выступал Стравинский в возрасте 80 лет во время исторического визита в СССР осенью 1962 года.
В первом сезоне цикла «Весь Стравинский» прозвучали все крупные сочинения, написанные до 1913 года. И почти каждый номер программы был открытием. Первый концерт начался с «Фавна и Пастушки», трех песен на стихи юного Пушкина. Это самый первый изданный и публично исполненный опус Стравинского. Начало пушкинской поэмы вдохновило композитора вспомнить и Вагнера, и Чайковского при создании вокального цикла про невинную Лилу и похотливого фавна. Но исполнение получилось не очень пасторальным. Роскошное меццо-сопрано Марии Бараковой переполняли эротические порывы и иронические посылы, что, наверняка, очень понравилось бы автору.
Также прозвучало почти забытое «Фантастическое скерцо» для оркестра, что было написано Стравинским под влиянием модной тогда книги Метерлинка о пчелах и «Полета шмеля» его учителя Римского-Корсакова. И, конечно, «Погребальная песня» памяти Римского-Корсакова, считавшаяся утраченной до 2015 года, когда ее ноты случайно обнаружили в списанном, но, к счастью, не уничтоженном архиве Санкт-Петербургской консерватории.
Второй концерт, где были задействованы Российский национальный молодежный оркестр и Академическая хоровая капелла России им. Юрлова под дирижерским жестом Филиппа Чижевского, открывала символистская кантата для мужского хора «Звездоликий» на стихи Бальмонта. Это пятиминутный эксперимент гения: знак духовной связи с учителем, если вспомнить Звездочета Римского-Корсакова, и оммаж коллеге Клоду Дебюсси, который, надо заметить, Стравинского не любил и такая музыка может быть исполнена где-то на Сириусе или Альдебаране, «а что касается нашей более скромной Земли, то исполнение этой вещи затерялось бы в бездне», и впервые прозвучало после паузы в 40 лет.
Но у Игоря Стравинского есть и еще одно посвящение Дебюсси — музыка к двум стихотворениям Поля Верлена, которая прозвучала следом. Молодой Стравинский сочинял музыку на русский перевод, сделанный его другом Степаном Митусовым. Первым исполнителем этого опуса стал брат композитора — известный бас Гурий Стравинский. Поэзия любви и колыбельная смерти оказались неожиданно аскетичны в интерпретации баритона Дмитрия Чеблыкова.
Оставить комментарий