Владелец усадьбы Суханово под Москвой князь Пётр Михайлович Волконский, участник войны 812-го года, пишет другу своему графу Арсению Закревскому оттуда, из усадьбы: «Живу совершенно как в раю, никуда не тороплюсь, ответственности никакой, делаю, что хочу…».
Усадьба — не город и не село, это феноменальное явление в русской культуре, дававшее тем, кто жил в усадьбах, то, чего ни в каком ином краю человек не получал — будь то обширная территория с дворцом, нашпигованным произведениями искусства, или домик представителя мелкопоместного дворянства, в котором кроме кваса и игры в лото и радостей-то почти никаких. Музей «Новый Иерусалим» отмечает своё столетие выставкой «Возвращение в усадьбу». Было их много больше тысячи в России, уцелела едва каждая четвёртая.
Путешествие в историю идёт в обратном порядке. Первые шаги — по усадьбам сегодняшним: и отреставрированным, и дошедшими до ХХ века в том виде, в котором сохранило их время. Дальше путь пролегает одновременно сквозь две эпохи, когда виднейшие фамилии сохраняли свои родовые гнезда, выкладывая последние средства, и тут же, наложением, — история ХХ века.
«Заканчивается река времени 43-м годом, Истра была оккупирована осенью 41-го года и для нас был важен этот рубеж, потому что в процессе оккупации музей понёс серьезный ущерб в собрании», — отметила куратор выставки Ксения Новохатько.
Эта коллекция как раз характерна для усадеб XVIII века, когда любили все иностранное и формировали так называемую шпалерную развеску — живопись подбирали по декоративному признаку, подгоняя по размеру и обрамляя в едином стиле. Это — золотой век усадеб, продлившийся до второй половины XIX века.
«Эпоха Николая I — во многом вкусы эклектичны. Вкусы государя, вкусы императрицы Александры Фёдоровны представлены в более поздних вещах. Менее архитектурная Мебель, перегруженные произведения фарфора. Личный вкус отражает предпочтение царской семьи — это копировалось и в дворянских усадьбах», — рассказал научный консультант проекта, историк Александр Савинов.
Часы каминные 1860-х годов — редкий экземпляр. В фарфоре застыл литературный сюжет — сложнейшее произведение в техническом плане, созданное германскими мастерами.
Возвращаясь к теме усадеб, музей возвращается к своей истории и закладывает будущие традиции, одна из которых — фестиваль под открытым небом «Лето. Музыка. Музей».
Открыл фестиваль госоркестр имени Светланова. Одновременно дирижировал и солировал Максим Венгеров — все как во времена Бетховена, чей концерт для скрипки с оркестром и прозвучал.
«В XVIII и XIX веках любой солист — его профессия предполагала и дирижирование тоже. Концертмейстер всегда мог встать со своего места и сыграть концерт», — отметил скрипач, дирижер Максим Венгеров.
Концерт открытия посвящён 250-летию со дня рождения композитора. А вообще в афише фестиваля — не только симфоническая музыка, но и камерная, и джаз.
Оставить комментарий