«Люди» Юрия Роста — одна из центральных выставок Московской Международной биеннале «Мода и стиль в фотографии». Рост как никто умеет раскрывать человека, и неважно кого он снимает – людей искусства, науки или случайных попутчиков, стариков или детей. На его фотопортретах всегда личности.
Этой техникой — остановить то самое мгновение Юрий Рост овладел еще в 8 лет. С этого кадра дворовых ребят и начинается ретроспектива «Люди». Рядом с каждой фотографией — авторский текст. Рассуждения, воспоминания. Такие простые и такие важные.
«Это Володя. С одной стороны, он абсолютно в музыке, с другой стороны, он прекрасно понимает движения, он чувствует зрителя. А текст не о том, какой он великий дирижер, организатор оркестра, скрипач мирового класса. Текст о том, как этот человек помогает другим людям постоянно», — рассказывает Юрий Рост.
Размышления и кадры — одно целое. Забыл дома у Даниила Гранина кепку. Но успел сделать серию снимков. Попросил замереть в дверном проеме, потому что увидел символ креста в фигуре. А здесь — любовь к человеку, актеру, писателю Сергею Юрскому. В порыве «этого дружеского восторга», как пишет Юрий Рост, — отдал ему все негативы с изображением, чего не делал никогда.
«Попросила Фаину Георгиевну, сказала, можно я приеду с журналистом, она сказала, «Ни в коем случае, я терпеть не могу этих людей». Эта фотография — напоминание мне о той первой встрече, когда пришел Сергей Юрский тоже совершенно неожиданно к ней, и мы решили сделать совершенно неожиданно такое семейное фото», — вспоминает народная артистка РСФСР Марина Неелова.
Вот встреча на Ярославском вокзале в декабре 1986 академика Андрея Сахарова после ссылки. Рядом — отрывок разговора, запись которого долгие годы пролежала в архиве. Журналист Юрий Рост — размышляет, фотограф Рост — останавливает мгновения.
«Для меня необычно видеть Тонино грустным, потому что Тонино — это улыбка, Тонино — это подарок. Юра застал его в момент раздумья на нашей террасе рядом с котом, и вот виднеется здесь картина Рустама Хамдамова», — отмечает Элеонора Гуэрра.
Рост пишет, о том, что талант и красоту, счастливые ошибки природы, надо ценить. За чаем с сухарями думает о русалках, рассуждает о жизни рядом с портретом Людмилы Алексеевой и восхищается гармонией на фоне любимых свинарок — Фроси, Любы, Нины.
«Каким образом в статичной фотографии можно передать состояние, движение, характер в портрете человека — это остается загадкой. И Рост в этом смысле абсолютный волшебник», — делится кинорежиссер, народный артист России Вадим Адрашитов.
Рост говорит, снимок — смерть момента. Это всегда представление фотографа о человеке. Изображает людей, которые что-то привнесли с собой в мир. Иногда для достоверности мало одного кадра. «Подойдите к фотографии посмотрите, там разные Бархины, там 6 фотографий и 6 Бархиных. Вот выбирайте, какой вам нравится. Вам, наверное, нравится с собакой», – говорит Юрий Рост. Черно-белое решение, чтобы не отвлекать зрителя от самого важного. Человеческого лица. Как сказал один из героев очерка Юрия Роста, «помнить — это не работа». Серия «Люди» для журналиста тоже не работа, Говорит — это свидетельство, что жив.
Оставить комментарий