В Москве завершился II Международный фестиваль архивных фильмов. Многие годы он проходил в Госфильмофонде в Белый Столбах, был закрытым мероприятием и носил образовательный характер. Его посетителями были киноведы да несколько заинтересованных режиссеров – от Марлена Хуциева до Андрея Звягинцева. Обычные зрители могли увидеть киношедевры только на разовых показах в Москве. Теперь старое кино показывают для широкой аудитории, хотя это условное понятие, поскольку заполняемость залов не так велика. Узок круг любителей кинораритетов. Показы предваряли выступления блестящих историков кино Наума Клеймана и Евгения Марголита, их молодых коллег, хранителя документальных фондов Ярославского музея-заповедника Ирины Зубатенко. Многие фильмы показывались с пленки и в сопровождении живой музыки.В программе «Кино Средней Азии», которую курировал Евгений Марголит, представили присланную из Узбекистана полную версию фильма «Ташкент – город хлебный» Шухрата Аббасова по сценарию Андрея Кончаловского, Александра Неверова и Андрея Тарковского. Его премьера состоялась в 1968 году.
А завершила серию показов «Гибель Отрара» 1991 года – дебютная работа ученика Сергея Соловьева по ВГИКу Ардака Амиркулова. Сценарий написан Алексеем Германом-старшим и его женой Светланой Кармалитой по предложению казахстанской стороны. В тот момент уже был закончен «Мой друг Иван Лапшин» и отправлен на полку, а сам Герман лишен возможности хоть какого-то заработка.
Многие забытые фильмы, как и те, что в свое время не получили должной оценки, теперь воспринимаются как абсолютные шедевры. На фестивале представили несколько архивных находок начала прошлого века – «Танцовщица Шивы» Альбера Капеллани и три фильма с участием русско-итальянской дивы Дианы Каренне. Они считались утраченными. Их обнаружила и атрибутировала старший искусствовед Госфильмофонда Тамара Шведюк.
При поддержке Музея Джорджа Истмана прошла премьера дореволюционной ленты «1812 год». Американская прокатная версия, полученная Госфильмофондом в рамках обмена, отличается от российской.
Чем всегда удивляли показы госфильмофондовских шедевров, так это попаданием в сегодняшнее время, возникающими параллелями. Вот и теперь немой фильм 1932 года «Изящная жизнь» основоположника советской бытовой комедии Бориса Юрцева производит сильнейшее впечатление.
Это единственный фильм режиссера, который дошел до нас. Юрцев – ученик Сергея Эйзенштейна. Он играл Рыжего клоуна и мать Глумова в постановке своего учителя «На всякого мудреца довольно простоты», снимался у него в «Стачке». Борис Юрцев снял несколько фильмов, включая «Любовь Алены», где дебютировала Любовь Орлова.
В середине 30-х он был сослан на Колыму по доносу после неудачной шутки в адрес Ягоды. После освобождения поселился в Ашхабаде. Там снял в 1941 году свой последний фильм «Стебельков в небесах» с участием Марка Бернеса. В «Изящной жизни» в роли английского матроса Фрэда снялся Борис Тенин – настоящий красавец, голливудский герой. Жизнь британского матроса трудна – капитализм показан во всей его неприглядной красе. Таковы постулаты пропагандистского кино.
Фрэд становится безработным после того, как опоздал на рейс. Но ему несказанно повезет, и он найдет работу на борту советского судна, где его будут называть Федей. В тот момент, когда он со своим новым приятелем Охроменко гуляет по Одессе, начинаются учения, идет репетиция газовой атаки. Выглядит это жутковато. Фрэда на носилках уносят в газоубежище, и он вновь опаздывает на корабль. Однако все складывается наилучшим образом, и Фрэд оказывается на Днепрострое.
Хорошие советские люди не дадут пропасть человеку. Они всегда придут на помощь. Фрэда спасет простая русская девушка-регулировщик Маруся, которую сыграла Ольга Жизнева. Не будь ее, Фрэд стал бы жертвой воришки.
Маруся накормила британского матроса баранками, научила пить горячий чай из блюдца, уложила спать. Но руки распускать в СССР не принято, касаться честной советской девушки непозволительно.
Это Фрэд усвоит не сразу. Зато поймет все преимущества советского образа жизни. Если флоту его Величества нужны рабы, а не матросы, то в Советском Союзе трудовой человек в почете.
Маруся решится связать с Фрэдом свою судьбу. Вместе они поедут на Днепрострой. Правда, личное дело девушки будут рассматривать вышестоящие товарищи, ведь если «каждый милиционер будет выходить замуж, кто же будет регулировать движение?»
Любопытно, что до нас дошла не изначальная версия немой картины, а частично озвученная, с несколькими репликами, что удивляет неискушенного зрителя.
Оставить комментарий