На фестивале архивного кино «Белые столбы» показали восстановленную цветную версию первого советского стереофильма «Концерт». Другое название этой картины ‒ «Земля молодости». Об ее истории ‒ Станислав Анисимов.
Почти 80 лет назад на Триумфальной площади собрались зрители, готовые увидеть техническое чудо. В кинотеатре «Москва» демонстрировали первый в мире стереоскопический фильм, снятый по так называемой безочковой системе, за которую Семен Иванов получил Сталинскую премию в 41-м году. Зритель видел изображение сквозь растр-проволоку, натянутую перед экраном. Чтобы картинка была объемной, не требовалось надевать специальные очки. Фильм назывался «Концерт» и был построен по принципу музыкального обозрения.
«Снимались, естественно, самые любимые вождем актеры того времени. Потому что, если мы возьмем тех, кто там снимался, это фантастика. Яков Владимирович Флиер был первым советским пианистом, который выиграл первое место, впервые участвуя на Международном конкурсе пианистов», ‒ рассказал киновед Николай Майоров.
Кроме концертных номеров, в фильме включены хроникальные и видовые съемки. Например, фонтаны Петергофа ‒ в годы войны они будут разрушены. Зрителям казалось, что брызги летят прямо на них. Аншлаг был на каждом сеансе.
«Эти чудеса, которые описаны в сценарии, это не комбинированные съемки, это технологии стереокино. Чтобы это получить, нужно использовать эту аппаратуру, а не какие-то дорогостоящие вещи», ‒ пояснил Николай Майоров.
Съемки фильма «Концерт» велись на камеру «Дебри». На такой французский киноаппарат снимали почти все советское кино, начиная с хроники Гражданской войны вплоть до послевоенного времени. Но для работы над стереофильмом инженер Семен Иванов камеру усовершенствовал.
«Для того, чтобы решить задачу получения стереопары, Семен Павлович предложил очень интересную вещь. К камере была сделана специальная насадка, на которой стояли два зеркала, так называемая двухзеркальная насадка, которая позволяла одним объективом снимать стереопару», ‒ говорит Николай Майоров.
На то, чтобы восстановить советский стереофильм, у киноведа Николая Майорова ушло семь лет. Прежде всего, пленку, доставленную из хранилища, необходимо было очистить. С течением времени от длительного хранения пленка высыхает, как говорят специалисты, подвергается усадке. Определить ее процент ‒ один из самых важных этапов при подготовке фильма к реставрации.
«Процент усадки пленки мы знать должны для того, чтобы определить на какой машине должны сканировать материал», ‒ объяснила заместитель начальника участка видеозаписи и цифровой обработки видеоматериалов Юлия Стратийчук.
«Миллениум» ‒ современный аппарат для сканирования пленки. На нем и оцифровали фильм «Концерт» для того, чтобы подготовить к показу в Белых столбах. Современным зрителям растровый экран заменили очками, чтобы стереоэффекты, созданные в 40-е, произвели на них впечатление.
«Впервые в мировой истории стереокино был использован метод двойной экспозиции в объеме. В одном из эпизодов шары проходят через воду. Шар зависает в зале, и в этом шаре возникает Вера Георгиевна Дулова, и она играет на арфе. Это был тончайший расчет и стереографов, и техников», ‒ отметил Николай Майоров.
В Советском Союзе фильм «Концерт» увидели более полумиллиона человек. Прокат в 41-м остановила начавшаяся война. Сегодня у ленты появился еще один шанс найти своего зрителя.
Оставить комментарий