На фестивале «Видеть музыку» показали забытую оперу Бизе об Иване Грозном

На фестивале «Видеть музыку» показали забытую оперу Бизе об Иване Грозном

Эта опера, имеющая оригинальное название «Иван IV», написанная французом Бизе в первой половине 60-х годов XIX века, долгое время считалась утерянной. И ее мировая премьера состоялась лишь почти столетие спустя — в 1951 году в Бордо. Следом она еще несколько раз ставилась во Франции и Германии, но до премьеры санкт-петербургского театра в России не исполнялась. Юрий Александров поставил спектакль в тандеме с дирижером Александром Гойхманом, а сценографом и автором костюмов стал Вячеслав Окунев.

Любопытно, что по первоначальному замыслу автором оперы на этот сюжет по предложению директора Парижской оперы Франсуа-Луи Кроснье должен был стать другой французский композитор — Шарль Гуно. Но он не уложился в оговоренные сроки, и в результате театр отказался от постановки, а композитор использовал часть партитуры в своих более поздних опусах. Так, например, хор солдат в опере «Фауст» был заимствован им из собственной незаконченной оперы об Иване Грозном.

Примерно пятью годами позже Жорж Бизе взялся за работу над оперой с тем же либретто Франсуа-Ипполита Леруа и Анри Трианона. Премьера должна была состояться в 1865 году в Театре Шатле, но в постановке композитору было отказано. Не захотели ставить этот спектакль и в Парижской опере. «Иван IV» не был ни поставлен, ни даже издан без объяснения причин. Считалось, что Бизе сжег партитуру… Много позднее она была обнаружена в библиотеке Парижской консерватории среди бумаг Эмиля Штрауса, второго мужа вдовы Жоржа Бизе, после его смерти в 1929 году. В 1943 году недостающие части партитуры были восстановлены композитором Анри Бюссё по черновикам самого Бизе.

В основе сюжета исторический факт — женитьба царя Ивана IV (в эффектном исполнении Владимира Целебровского) на красавице-княжне Марии (Олеся Гордеева), дочери черкесского князя Темрюка (Александр Коряков). Все остальное, что происходит в опере, — чистейший художественный вымысел. Пять актов «Ивана IV» в полной мере следуют классическим традициям французской лирической трагедии и большой французской оперы с обязательными танцевальными экзерсисами (балетмейстер Васил Панайотов). Спектакль получился красочный (немного в лубочном стиле с добавлением иллюстративных видеопроекций от Георгия Савельева) и оптимистичный — о страсти, коварстве, предательстве, которые к финалу трансформируются в любовь и верность. Редкий пример оперного позитива, тем более, когда речь идет об одном из самых мрачных периодов русской истории.

В музыке множество изящно прописанных стилистических и жанровых комбинаций от пасторали и фанданго к болеро и даже лезгинки. Но сегодня все эти мелодии слушаются как наброски к будущим шедеврам композитора от «Искателей жемчуга» и «Пертской красавицы» до бессмертной «Кармен». И порой куда больше музыки интригует текст, что поют герои по-французски. Так, прежде чем полюбить грозного царя, Мария показывает свой, казалось, непокорный характер: «Твое имя в крови! Оно, как вызов Богу!» — бросает она в лицо царю. Хор пленниц молится: «Оплачем наши леса и поля, оплачем небеса, опрокинувшиеся на нашу дивную страну». А сестра Ивана Грозного Ольга (Кристина Метелица) философски замечает брату: «Ты повелеваешь на Земле, а Бог — везде»…

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>