Первый большой проект при новом директоре ГМИИ Елизавете Лихачевой — это «Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века». Экспозиция в главном здании рассказывает, как критиковали актуальное искусство в век Просвещения. Почему за сатиру попадали в Бастилию и о чем сплетничал высший свет — в
Портрет госпожи Жоффрен работы неизвестного художника XVIII века на открытии выставки «Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве
Главным рецензентом на выставке в ГМИИ становится Дени Дидро — философ, помогавший Екатерине II и российским аристократам покупать лучшие произведения того времени для своих коллекций.
«
«Работы популярных художников — Греза, Буше, Фрагонара — уже тогда не уступали в цене шедеврам старых мастеров», — рассказывает РИА Новости заведующий отделом музея Вадим Садков.
В эпоху Рубенса, Рафаэля не было понятия «современный художник» — существовало хорошее и плохое искусство.
Известны случаи, когда Рубенс покупал картины нидерландских, итальянских коллег и ретушировал их, считая, что он делает лучше.
В XVIII веке появилась художественная критика: на первых публичных показах членов Королевской академии живописи и скульптуры рецензенты оттачивали свое мастерство слова. Дидро был одним из главных — к его мнению прислушивались.
Посетитель знакомится с экспозицией на открытии выставки «Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве
Экспозиция основана на «Салонах» Дидро — критических обзорах, выходивших в журнале «Литературная корреспонденция». Представлено французское искусство от рококо до неоклассицизма — более 200 работ.
«
«Леписье (Франсуа Бернар, художник. — Прим. ред.), оставьте эти сюжеты! Они требуют любви к правде, которой у вас нет. А лучше — не пишите совсем! Никогда я не слыхал, чтобы так восхваляли какую-нибудь картину, как этот мерзкий «Семейный портрет». Эта недостойная мазня вызывала одобрение зрителей, я то и дело слышал их восторженные восклицания», — возмущался Дидро.
Посетители знакомятся с экспозицией на открытии выставки «Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве
По словам Вадима Садкова, актуальное искусство критиковали всегда. Даже у Дидро, который пытался оставаться беспристрастным, были любимые и нелюбимые художники.
«
«Обливайтесь потом, валитесь с ног от усталости, создавайте поэмы — и все для кого? Для малой горстки людей со вкусом, которые будут восхищаться вами в безмолвии, когда тупая, невежественная толпа, едва бросив взгляд на ваш шедевр, пойдет млеть, восхищаться вывеской для пивной, кабацкой картиной», — писал критик.
Особенно доставалось Карлу Ванлоо. Про его «Амура, стреляющего из лука» философ сказал, что тот стреляет всегда некрасиво, а еще у жертвы отталкивающий облик: «Забыв об аллегории, художник пронзает человека не метафорической, а реальной стрелой».Картина работы Жана-Батиста Греза Первая борозда на открытии выставки Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века в Государственном музее
Картина работы Жана-Батиста Греза «Первая борозда» на открытии выставки «Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Государственном
Ну а в «Чтении» Дидро прошелся по изображенному на этой картине молодому человеку.«»Он с виду простоват, выглядит приказчиком, вырядившимся в маскарадный костюм, — иронизировал критик. — И у него слишком тяжелая челюсть. Я предпочел бы видеть здесь одно из таких скорее округлых, чем овальных лиц, живых и одухотворенных».
Тексты Дидро распространялись в кругу друзей философа, их декламировали в престижных литературно-художественных салонах Парижа — у легендарной мадам Жоффрен или мадам Неккер.А после слухи разлетались по всему высшему свету, обсуждались потенциальными покупателями работ и простыми зрителями.
Оставить комментарий