История коллекции из 99 знамен кубанских казачьих войск похожа на детектив. В 1920-м их вывезли из России, прятали от большевиков в Белграде. В 1941-м ящики с реликвиями пострадали от пожара после бомбежки. Некоторые знамена и грамоты были похищены, остальные перевезены в Германию. В конце 40-х, когда началось массовое переселение казаков за океан, знамёна отправились в Америку, штат Нью-Джерси. Там они хранились до 2007 года. К этому времени состояние их было крайне плачевным. Было принято решение отправить их в Москву, в ГосНИИ реставрации.
Каждое из этих знамен – священная и ценная реликвия. Можно сказать, «икона» полка, которая всегда путешествовала с войском. Потерять знамя или оставить его на поле боя было позором. Даже сильно пострадавшие знамена казаки хранили как зеницу ока. Один из экспонатов, например, состоял из древка, нескольких нитей и Александровской ленты.
«Был целый церемониал вручения знамен – прибивания знамени к древку при церковном благословении, и вот тут можно видеть, сколько гвоздей было прибито. Всегда считалось, что первый гвоздь забивал государь император», – рассказала художник-реставратор Софья Мартьянова.
Некоторые из подаренных императорами знамен сейчас как раз находятся в работе. Например, двустороннее знамя – его преподнес казачьему войску Николай Первый в честь юбилея. А другое подарил Александр Второй – «За отличие при покорении западного Кавказа». Есть и ещё – «За оборону Севастополя», «За верную службу», «За образование Ейского полка». Степень повреждения знамен высокая – особенно по краям и там, где нанесен рисунок масляной краской.
«Здесь довольно большие утраты, это было, ну, довольно в плохом состоянии. Его нужно распрямить, хорошенько вымыть, убрать все поздние наслоения. Тогда, когда оно выложено, возникает четкое понимание, где каких частей не хватает и какая технология будет применена», – прокомментировал директор ГосНИИР Дмитрий Антонов.
Знамена не восстанавливают полностью, их консервируют. Рисунки и надписи не трогают.
«Это считается неэтичным по отношению к предмету. Мы полностью сохраняем подлинность предмета. Здесь четко видно, что подлинно и что доделано – это уже просто для того, чтобы не рассыпалось дальше, что сохранилось», – пояснила Софья Мартьянова.
С помощью микроскопа реконструируют ткань путем добавления в нее ниток. Под само полотно пришивается легкая газовая подкладка, чтобы воссоздать его границы.
Работы по реставрации ведутся на протяжении семи лет. На сегодняшний день сделано уже больше половины знамен, они переданы в Государственный музей-заповедник имени Фелицына. А в следующем году работы над восстановлением знамен планируется завершить.
Возвращение всей коллекции на Родину, в Краснодар, совпадет с празднованием 320-летнего юбилея Кубанского казачьего войска.
Оставить комментарий