Казалось бы, хуже, чем в пандемию коронавируса, отечественная экономика чувствовать себя просто не может. Тогда, в 2020-м, аналитики в голос твердили, что бизнес не выживет, финансовая система рухнет. Как оказалось, специалисты ошиблись. COVID-19 и его последствия были «цветочками», настоящие «ягодки» ждали отечественную экономику впереди. В 2022 году коллективный Запад пытался утопить Россию в беспрецедентных санкциях. Под ограничения попали международные резервы РФ, банки, валютные операции, нефть и газ. Рубль реагировал на санкции резким падением. Потребительские цены росли, а реальные доходы населения падали. Но, несмотря на все трудности, российская экономика пока удар держит. И это дает повод вспомнить о самых заметных событиях 2022 года в финансовой и деловой сферах.
После 24 февраля на российскую экономику наложили рекордное количество ограничений. Они затронули финансовый и банковский сектора, энергетику, транспорт и другие отрасли экономики. К примеру, первый пакет санкций включал в себя запрет на сделки с российскими ценными бумагами, а также остановку сертификации проекта «Северный поток-2».
В рамках второго пакета США заблокировали банковские счета России в своей юрисдикции, а Великобритания ограничила суммы вкладов и депозитов для граждан РФ. Совместные санкции США, ЕС, Канады и Великобритании в рамках третьего пакета ограничений включали в себя заморозку резервов ЦБ РФ, находящихся в банках стран G7, и отключение части российских банков от системы SWIFT. США в свою очередь объявили о запрете поставок нефти, газа и угля из России и заморозили импорт энергоносителей, включая нефть, уголь и природный газ. Следующие пакеты включали в себя: запрет на импорт российской сталелитейной продукции, запрет на закупку, импорт или перевозку угля и других твердых ископаемых видов топлива; запрет российским суднам и операторам заходить в порты стран союза. ЕС ввел потолок цен и частичное эмбарго на российскую нефть. В середине декабря 2022-го ЕС принял уже девятый, и на данный момент последний, пакет санкций.
Как выразился премьер Михаил Мишустин, чтобы просто ознакомиться с полным перечнем этих санкций, потребуется несколько дней. Разные аналитические центры называют разное число ограничений и запретов — кто-то 8558, кто-то 9771. Бесспорно одно: такого широкого набора санкций в столь жестком варианте, как к России, раньше не применяли никогда в истории ни к кому. Далеко позади остались прежние мировые «изгои» типа Ирана и Венесуэлы. Большинство здравомыслящих экспертов, в том числе на Западе, уверены, что санкционный потенциал уже полностью исчерпан, но не исключено, что политики из «недружественных» стран продолжат и дальше придумывать антироссийские рестрикции.
Комментирует директор Центра исследования экономической политики Экономического факультета МГУ Олег Буклемишев:
«Проблема заключается именно в комплексном, тотальном характере санкций, которые воздействуют на все стороны жизни российского общества одновременно и кумулятивно. Невозможно ни финансовыми активами пользоваться нормально, ни цивилизованно торговать. В этой игре мы не имеем права первого хода. Против нас делают ход, мы к нему приспосабливаемся, что-то придумываем, какую-то схему выстраиваем. А с той стороны следует новый ход, потом еще и еще — до бесконечности. Мы постоянно находимся в позиции реагирующего. Как следствие, будут закрываться производства, сворачиваться или минимизироваться торговля со странами, которые, по мнению Запада, помогают России обходить санкции. Очевидно, что наша экономика под воздействием санкций уже другая, ее место и роль в мире кардинально изменились, она в значительной степени выключена из глобального товарного и финансового оборота. Все идет к ее качественному упрощению, ухудшению, а также сжатию в объемах. И самое прискорбное, что с этой траектории нам уже не сойти: страна не вернется в февральскую точку».
Рубль оказался не «деревянным»
Сегодня уже мало кто помнит, что текущий год начинался для рубля с курсов под 75 за доллар и 85 — за евро. Ну а после начала спецоперации и объявления первых западных санкций случился настоящий обвал: в марте национальная валюта рухнула до 121 рубля за доллар. Политики и экономисты из «недружественных» стран уже вовсю предрекали курс доллара за 200 рублей, но быстрые и жесткие ограничительные меры Центробанка перевернули ситуацию. Российская национальная валюта начала стремительно укрепляться и доходила на пике роста почти до 50 и 55 за доллар и евро. Свой вклад в укрепление национальной валюты внесло и решение российского президента продавать газ за границу исключительно за рубли. В результате лето и осень рубль надежно простоял на отметках в 60–62 к доллару и евро и начал показывать некоторую слабину лишь в декабре. Но даже при сегодняшнем курсе — 70 за доллар и 75 за евро, рубль выглядит крепче, чем в начале этого года.
Комментирует эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов:
«После мартовского обвала рубля Банк России был вынужден реагировать на возникшую ситуацию. В частности, регулятор ввел ограничения на вывод капитала. Со стороны правительства были приняты меры к тому, чтобы максимально обеспечить приток валюты в страну. Все это вместе и привело к тому, что к середине года рубль укрепился. Можно сказать, что меры, принятые ЦБ, Минфином и Администрацией Президента, оказались даже более действенными, чем они сами ожидали. Это видно по тому, как сильно укрепился рубль. Если мы посмотрим официальные прогнозы первой половины годы, никто не рассчитывал, что курс будет именно таким. И даже после ослабления последних недель все равно рубль остается достаточно крепким: евро и доллар стоят все еще ниже, чем на начало года. И это, на мой взгляд, свидетельство того, что власти даже несколько «пережали» с валютными ограничениями, и в итоге практически 8 из 12 месяцев года рубль был аномально крепким».
Весенний взлет инфляции
Инфляция стремительно разгонялась в России и до введения западных санкций, но по весне рост цен принял прямо-таки лавинообразный характер. К концу мая показатель инфляции в годовом измерении приблизился к 18%, чего не наблюдалось добрых два десятка лет. Особенно рьяно по весне дорожали овощи, прибавлявшие в цене по десяткам процентов в месяц и ставшие своеобразным локомотивом общей инфляции в стране. Правда, летом началась дефляция, и потребительские цены, к счастью, начали тормозить. Инфляция по итогам 2022 года ожидается в 12 с небольшим процентов, что тоже очень много. Примерно таким же был показатель в кризисном 2015 году.
Комментирует главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев:
«В течение года действовал целый ряд проинфляционных факторов, которые не позволяли ценам заметно снизиться. Во-первых, сохраняется высочайшая неопределенность экономической ситуации. Когда непонятно, что и как будет происходить, тогда производители и продавцы страхуются: они стараются реализовывать продукцию по возможно более высокой цене. Во-вторых, на фоне санкций и закрытия границ происходит перестройка логистики, которая требует дополнительных затрат. В-третьих, простимулировали инфляцию и неудачные попытки административного замораживания цен. В-четвертых, на ценах негативно сказался снизившийся уровень конкуренции в российской экономике в связи с массовым уходом иностранных компаний. В-пятых, продолжился импорт мировой инфляции. Сегодня когда-то немыслимые показатели годовой инфляции для развитых экономик в 7–9% уже никого особо не удивляют. Перечисленные факторы повлияли на то, что инфляция в 2022 году в нашей стране оказалась высокой. И, честно говоря, я не верю в то, что дальше она будет резко снижаться».
Случившееся в конце сентября разрушение сразу двух веток газопровода «Северный поток» стало одним из самых резонансных международных событий уходящего года. Мало кто сомневается в том, что речь идет именно о диверсии, случившейся в экономических зонах Швеции и Дании. В результате были повреждены три из четырех ниток «Северных потоков». Хотя на момент аварии «Северный поток-2» не был запущен, а «Северный поток-1» с лета 2022 работал лишь на 20% от своей пропускной способности. В ноябре компетентные органы Швеции заявили, что в районе утечек на дне Балтийского моря ими были найдены следы взрывчатки. При этом виновные в диверсии до сих пор не найдены. Российские власти заявляли, что в аварии на «Северных потоках» были заинтересованы США и их союзники, а западная пресса пестрит версиями о том, что за взрывами стоит Москва. Между тем из-за разрушения труб пострадала не только Россия, но и страны ЕС. Европейский энергетический баланс буквально трещит по швам: из-за дефицита и резкого подорожания энергии страдают как промышленные производства, так и обычные люди.
Комментирует эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:
«Аварии на «Северных потоках» оставили европейцев без надежного и сравнительно дешевого источника энергии на долгие годы вперед. И они уже чувствуют это на своем опыте. Нет, физически граждане ЕС зимой не замерзнут, существуют другие источники поставки газа, кроме российских. Мир не увидит на улицах обледеневших европейцев, как в фантастических фильмах. Но по их промышленности будет нанесен сильный удар: цены на энергию очень высокие. У европейцев уже страдают промышленные производства: из-за дорогой энергии себестоимость продукции резко выросла. Многие отрасли промышленности в Европе деградируют: идет деиндустриализация в металлургии, в целлюлозной промышленности, удобрения практически не производят. Это медленный, ползучий процесс, но он идет. Так, как прежде, европейцы жить уже не будут. Во многом их промышленность (особенно это касается немецкой) была выстроена с расчетом на поставки больших объемов российских углеводородов по доступным ценам. Разрушение «Северных потоков» в корне изменило весь европейский энергетический баланс»».
«Коммуналка» дорожает дважды
С 1 декабря в стране проиндексировали тарифы на услуги ЖКХ. Ситуация выглядит беспрецедентной, поскольку это повышение оказалось внеплановым и уже вторым за год. До этого с первого июля жилищно-коммунальные тарифы подняли, как и полагалось по закону, на 4%. В рамках второй индексации предельный уровень роста, как уверяют правительственные чиновники, не превысит 9%. Делается это, согласно официальным объяснениям правительства, чтобы своевременно обновлять жилищно-коммунальную инфраструктуру. При этом правительственные чиновники обещают в 2023 году никаких повышений тарифов ЖКХ не проводить. Правда, верить их словам сложно. Ведь по закону нельзя проводить индексацию дважды за год, но, как все убедились в 2022-м, на деле все обстоит иначе.
Комментирует председатель Жилищного союза, член комитета по ЖКХ ТПП РФ, юрист Константин Крохин:
«Внеплановая индексация с 1 декабря — очень опасный прецедент, который ломает веру в государство. На протяжении последних лет все были уверены в том, что в соответствии с законом повышать тарифы на коммунальные услуги чаще одного раза в год нельзя. Также законом установлены верхние пределы: рост тарифов не должен превышать уровень инфляции. В итоге сегодня граждане потеряли ориентиры стабильности, так как эти правила нарушены. Хотя де-юре правительство имеет право вносить изменения в план и пользуется этим правом. Власти обосновывают индексацию необходимостью обеспечения бесперебойной работы и развития инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. У меня есть большие сомнения в том, что часть собранных денег пойдет на развитие инфраструктуры. На это выделены деньги из федерального бюджета — 750 млрд рублей на 5 лет. В данном случае, как мне кажется, речь идет о поддержке предприятий отрасли ресурсоснабжения. Именно они пролоббировали эту индексацию. Получается, отрасль будет поддержана за счет потребителей и из кармана жильцов».
Нефть подвели под потолок
Евросоюз принял решение с 5 декабря ограничить стоимость углеводородов из России. В тот же день начало действовать эмбарго ЕС на импорт российской сырой нефти, доставляемой по морю. При этом допускается оказание страховых и прочих услуг судам, перевозящим «черное золото» из России, если его цена не превышает $60 за баррель. Своим решением страны G7 и Евросоюза запустили трансформацию глобального рынка энергоресурсов, последствия которой эксперты оценивают как крайне неблагоприятные. Ранее в Кремле заявили, что не принимают установленные рамки. Весьма вероятно, что далее Европе придется обходиться вовсе без российской нефти, так как Москва уже дала понять, что не будет поставлять ее в те страны, которые поддерживают антирыночный потолок цен.
Комментирует аналитик TeleTrade Алексей Федоров:
«Возможные последствия принятого ЕС решения не могут до конца предсказать ни страны, которые проголосовали за введение ограничения, ни Россия, против которой направлена эта ограничительная мера. Похоже, что главными выгодополучателями от введения механизма «потолка цен» на российскую нефть станут две категории стран. Первая — это прямые конкуренты России в поставках нефти и нефтепродуктов на внешние рынки — страны ОПЕК+, которые будут замещать российские поставки. Ко второй группе можно отнести дружественные или нейтральные к России страны, которые в основном являются нефтяными нетто-импортерами. Прежде всего это Индия и Китай, которые получат возможность практически неограниченного доступа к авуарам российской нефти, да еще и по демпинговым ценам. Что касается проигравших, то прежде всего это члены Евросоюза, государства G-7, а также прозападные страны Азии (вроде Южной Кореи и Тайваня). Всем им придется искать альтернативу российской нефти или закупать уже готовые нефтепродукты у Индии, Китая и других стран по более высоким рыночным ценам плюс нести более высокие расходы на транспортировку. Так что потребителям именно этих стран придется испытать на себе последствия механизма «потолка цен» на российскую нефть»
Оставить комментарий