Буквы К.Д. на обороте картины и остатки сургучной печати помогли сотрудникам Омского музея определить адрес владелицы этой работы. Вплоть до национализации музейных фондов полотно хранилось в Каменноостровском дворце и принадлежало принцессе Елене Георгиевне Саксен-Альтенбургской. Впрочем, как утверждают специалисты, коллекционирование живописи в круг ее интересов не входило. Собирала шедевры ее бабушка.
Елена Реутова, хранитель коллекции зарубежной живописи Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля: «Великая княгиня Елена Павловна, урожденная принцесса Лихтенбергская, супруга великого князя Михаила Павловича. Именно она собирала эти произведения и трепетно, тщательно хранила их в Михайловском дворце, в знаменитом Михайловском дворце, в центре Петербурга, где сейчас располагается Государственный Русский музей».
По архивным данным и старинным снимкам искусствоведам удалось выяснить, что интерьеры Михайловского дворца страстная собирательница живописи украсила и этими полотнами одного из самых популярных художников XIX столетия Жана-Батиста Роби. Музей имени М. А. Врубеля, единственный в России, хранит сразу две картины этого бельгийского живописца. Знаменитые российские коллекционеры охотились не только за живописью первых художников Европы. Особым шиком считалось наполнить пространство дворцов и усадеб модной тогда мебелью. Эти полушкафы в стиле неорококо из ценного розового дерева с бронзовыми накладками и фарфоровыми медальонами изготовлены в известной мастерской Бёрделей в Париже.
Игорь Глазов, хранитель фонда декоративно-прикладного искусства
Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля: «Это известная очень семья краснодеревщиков, она занималась именно изготовлением мебели, но в том числе известна и своими бронзовыми изделиями. Они также славились своими коллекциями, у них большие были коллекции антиквариата».
На нижней полке одного из этих шкафов сохранилась сургучная печать. Специалисты определили, что это — герб знаменитого рода Голицыных. Внучка фельдмаршала Апраксина часто выписывала модные диковинки из-за границы.
А хозяин дома — герой войны 1812 года Сергей Голицын, так отмечал фамильные ценности, которые переходили по наследству и вместе с хозяевами меняли адреса. А еще российская знать следила за новинками цветовых решений интерьеров. На пике популярности долгое время был «бронзовый красный».
Ирина Симонова, заместитель директора Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля по научной работе: «Цвет — это то, что влияет на восприятие искусства в первую очередь. И вот ранее, когда в дворцовых интерьерах эти произведения для них создавались, коллекционировались представителями знатнейших фамилий, интерьеры играли первостепенную роль. И вот мы постарались вот эти два зала представить в виде камерных дворцовых пространств».
В коллекции западноевропейского искусства около двух сотен произведений. Большинство удалось отреставрировать и атрибутировать. Тайны многих еще предстоит раскрыть.
Оставить комментарий