В Новой Третьяковке, пока в онлайн-формате, открылась выставка одного из лидеров авангардного объединения «Бубновый валет» Роберта Фалька. В экспозиции — более 200 графических и живописных работ художника. Генеральным спонсором проекта выступил банк ВТБ.
Эта выставка Роберта Фалька — первая крупная ретроспектива художника. Наследие Фалька — 1200 работ. На вставке — шестая часть его собрания. Четвертая жена Ангелина Щёкин-Кротова после смерти мужа позаботилась о том, чтобы картины Роберта Фалька были практически в каждом регионе страны.
«Все единодушно откликнулись, причем не только российские музеи, но и музеи стран СНГ. Наши хранители и кураторы, действительно, самоотверженно ездили по большому количеству городов и регионов, собирая эти вещи, потому что сегодняшняя система выдачи предполагает наличие ответственного сотрудника, который сопровождает экспонаты», — говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
На выставке представлены картины Фалька из 19 музеев и 24 частных собраний. Генеральным спонсором выставки стал банк ВТБ.
«В банке принята и реализуется программа «Культурная страна». Наверное, в истории нашего сотрудничества эта выставка будет стоять особняком, отдельно, потому что эта выставка реализовывалась уже в условиях пандемии, введенных карантинных мер», — отметил вице-президент банка ВТБ Александр Ерофеев.
Роберт Фальк — ученик школы-студии художников Юона и Дудина, а также Ильи Машкова, он закончил свое обучение у великих Серова и Коровина. Начинал, как и большинство мастеров русского авангарда, с импрессионизма.
«Это было освобождение от академического видения, это было доверие глазу», — пояснила куратор выставки Татьяна Левина.
В объединении «Бубновый валет» Фальк состоял с 1910-го по 16-й. На первой выставке объединения он стал единственным художником, чью работу купили. На эти деньги съездил в Италию. Фальк склонялся и к примитивным, и к кубистическим формам. В работах преобладал гротеск, яркие краски. Картина «Аллея», написанная в этот период, стоит особняком и по размеру (одна из самых крупных) и по исполнению.
«Само, так сказать, вещество листвы, оно как бы двояко. Это, с одной стороны, материальная форма, с другой стороны, она просквожена воздухом, просквожена пространством. Все это звучит как такой торжественный собор — вся эта аллея», — добавила Татьяна Левина.
1922 год стал переломным в творчестве Фалька. Он обратился к наследию старых мастеров, стремился из нового искусства создать что-то прочное, великое. Обращается к творчеству Рембрандта, Веласкеса, Тициана. Тогда же пишет эту «Обнаженную в кресле», которую на выставке в Манеже в 62-м году раскритиковал Никита Хрущев.
«Он кричал, мол, я хочу спросить, эти художники, они женаты? И если они женаты, живут ли они с женой. То есть он имел в виду, очевидно, видели ли они когда-нибудь вот такое кубизированное обнаженное тело», — объяснила Татьяна Левина.
Фалька прозвали «тихим Бубновым валетом» не только за свойства характера. Он самый лиричный из русских авангардистов. Перепробовав множество художественных методов, нашел свою уникальную манеру, которой оставался верен до конца своих дней.
Оставить комментарий