Помощник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан заявил, что Тегеран намерен передать Москве несколько сотен своих беспилотников. По его словам, речь может идти об аппаратах, которые использовались йеменскими хуситами для нападения на Саудовскую Аравию.
МИД Ирана уже опроверг эти сообщения, отметив, что «особого развития сотрудничества в этой сфере в последнее время не наблюдалось».
На следующей неделе президент Владимир Путин отправится в Тегеран для встречи с иранским и турецким коллегами Раиси и Эрдоганом. Уточняется, что переговоры пройдут в рамках процесса по содействию сирийскому урегулированию.
На этом фоне заявления Вашингтона о передаче беспилотников звучат странно, но такой вопрос действительно мог обсуждаться, считает доцент МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин:
Николай Топорнин
Николай Топорнин
директор Центра европейской информации, доцент МГИМО
«Уже спецоперация идет достаточно долго, и никто не говорил о том, что есть недостача или дефицит этих средств. Понятно, что дыма без огня не бывает, но все равно не было достаточно каких-то доказательств, аргументов, откуда информация взялась, никто из российской стороны ее не подтверждал. Поэтому сейчас, когда поступило опровержение, что этот вопрос и не стоял, в целом, конечно, наверное, есть какие-то передовые технологии, которых, возможно, в российской армии не хватает, и пытаются [их получить] у союзников или у тех стран, которые могут поделиться такими вооружениями. Идет разговор, потому что видно, что, например, украинская армия практически постоянно сейчас получает новые виды вооружения из всех стран, и из США, и из Великобритании, из Франции, из Германии. То есть, по сути-то, и воюют они уже, наверное, в большей степени западным оружием, а не тем, которое у них было. Логика подсказывает, почему бы России тоже не посмотреть, в каких странах есть какие-то вооружения, которые могли бы помочь российской армии выполнить поставленные задачи. Здесь я не вижу каких-то противоречий, но то, что именно в Иране якобы большое количество этих беспилотников есть, которые были бы интересны российской стороне, — вот эта информация меня немного удивила, но тем не менее все равно, раз кто-то информацию запустил, значит, наверное, кто-то и говорил про нее».
В июне в интервью РБК курирующий оборонно-промышленный комплекс вице-премьер Юрий Борисов заявил, что российские военные «с опозданием занялись внедрением беспилотных средств».
В прошлом году в Иране прошли масштабные военные учения, в рамках которых была показана значительная часть местных беспилотных вооружений. Известно, что у Ирана есть разведывательные Ababil-3 и Mohajer-4B, ударные Mohajer-6 и Karrar, который может работать в качестве перехватчика ПВО. А также ряд дронов-камикадзе Arash, которые в последние годы активно используются при атаках на нефтяные объекты Saudi Aramco.
Комментирует военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:
Дмитрий Корнев
военный эксперт, основатель портала Military Russia
«Что за авиацию может развивать страна, в которой не самая передовая авиационная наука и техника, а этим самым беспилотники-то и хороши для стран, которые мы раньше называли странами третьего мира, ну и, например, для таких достаточно мощных индустриальных стран, как Турция, но которые все равно не являются первоочередными производителями сверхзвуковых самолетов, бомбардировщиков и так далее? Иран готовится к такому мощному противостоянию с Израилем, Америкой и любыми другими врагами ислама, которые существуют, поэтому Иран вкладывает в эту отрасль достаточно серьезные средства, в общем-то, небезуспешно. Конечно, Иран использует в том числе аппараты, которые им удалось так или иначе захватить, например американский дрон-невидимку Иран заполучил на самом деле несколько лет назад, попытался скопировать, и вроде как даже он летает и может применяться. В принципе они технически могут быть нам интересны, в том числе и по той простой причине, что они имеют некоторое количество беспилотников, которые уже произведены, товарный объем есть уже, который мог бы в больших относительно количествах поставляться. У нас есть вполне себе конкурентоспособные аппараты, например «Орион», «Охотник», ударный тяжелый дрон, они на уровне лучших мировых образцов, но их серийное производство только-только начинается. А беспилотники именно тем и хороши, что их массированное применение экономит авиацию, экономит расход пилотов, они должны быть в достаточно приличных количествах в вооруженных силах. Это определенная культура, которая не рождается вот так вот, раз и на ровном месте, ее нельзя насадить моментально».
В последние месяцы гражданские беспилотники в России существенно выросли в цене, писал «Коммерсантъ». В зависимости от сегмента рост составил от 30% до 200%. Участники рынка утверждают, что причиной стал дефицит. С одной стороны, он вызван уходом из России китайской DJI, занимающей 90% рынка «потребительских дронов». С другой — значительную часть аппаратов, по данным издания, выкупают частные лица для помощи силам Донецкой и Луганской народных республик.
Оставить комментарий