В мемориальном музее «Мастерская Давида Боровского» открылась выставка, посвящённая одному из самых известных творческих тандемов в истории русского и мирового театра. Три десятилетия художник Давид Боровский и режиссёр Юрий Любимов вместе создавали драматические и оперные спектакли в России и за рубежом.
Белые цифры на красных кубах — 1968 — год встречи. Их первый спектакль «Живой» запретили после генерального прогона. Но уже тогда было понятно — этот тандем будет долгим. «Гамлет» в 71-м перевернул сознание людей. На макете — все детали. Можно даже дотронуться до занавеса из грубой рогожи, ставшего символом спектакля.
«Он воплощал в себе трагическое пространство XX века, перед которым человек бессилен, хотя пытается, как Гамлет у Высоцкого, поднимать безнадежный, и потому прекрасный бунт», — отметил театровед Алексей Бартошевич.
«Пространство дышит» — так говорили критики про сценографию Боровского. Лаконизм, черный и белый, геометрия линий. Но за этим — всегда подтексты. «Вишневый сад», поставленный в Афинах, стал апокалиптическим видением Чернобыльской катастрофы.
«В каких-то самых талантливых постановках слышны голоса Боровского и Любимова. Голос этих двух существует в реальном пространстве», — рассказал генеральный директор Театрального музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов.
«Шедевры Любимова вспоминаются по пластическим кодам Боровского» — писали критики. «Мастер и Маргарита», «Самоубийца», «Преступление и наказание». В «Шарашке», поставленной по роману Солженицына, зрителей держало замкнутое пространство, как «В круге первом».
«Художник владел пластикой и был аскетичен, всегда сложнейшая мысль была блестяще выражена», — объяснила художник, почетный член Академии художеств России Татьяна Сельвинская.
Казалось, про этот тандем знал весь мир. В 75-м после постановки авангардной оперы «Под солнцем яростным любви» в «Ла Скала» критики писали про эстетический шок. А через четыре года Любимов и Боровский поставили на этой сцене «Бориса Годунова».
Тандем распался в 1998 году. Об этом — черные цифры на красном кубе — символе легендарной «Таганки», который придумал все тот же Боровский.
Оставить комментарий