Агрегаты белка альфа-синуклеина, возникающие в кишечнике, могут играть ключевую роль в развитии болезни Паркинсона, — пишет eurekalert.org.
Исследователи проверяют гипотезу о том, что, воздействуя на энтеральную нервную систему соединением, которое может ингибировать внутриклеточную агрегацию альфа-синуклеина, они могут восстанавливать функцию кишечника в краткосрочной перспективе и, возможно, замедлять прогрессирующее ухудшение центральной нервной системы в течение длительного времени.
«Появляется все больше свидетельств того, что болезнь Паркинсона может начинаться в кишечнике, — объясняет старший автор Майкл Заслофф, — доктор медицинских наук. — Концепция заключается в том, что агрегаты белка альфа-синуклеина, которые, как считается, играют ключевую роль в заболевании, возникают в энтеральной нервной системе и перемещаются по периферическим нервам в центральную нервную систему, где они в конечном итоге вызывают воспаление и разрушение частей головного мозга. Поэтому нацеливание на образование агрегатов альфа-синуклеина в энтеральной нервной системе может замедлить прогрессирование заболевания».
Альфа-синуклеин является одним из защитных белков, вырабатываемых кишечными нервами, когда они сталкиваются с инфекциями. Например, у детей с острыми бактериальными инфекциями ЖКТ кишечные нервы вырабатывают альфа-синуклеин. Исследователи показали, что у детей, перенесших трансплантацию кишечника и предрасположенных к желудочно-кишечным заболеваниям, кишечные нейроны начинают вырабатывать альфа-синуклеин во время острых вирусных инфекций, защищая нервные клетки в течение длительного времени. Внутри нервной клетки альфа-синуклеин может захватывать инвазивные вирусы и нарушать их репликацию. Он также может прикрепляться к маленьким везикулам, содержащим нейротрансмиттеры, и высвобождаться из нервных клеток, с которыми они передвигаются. Оказавшись снаружи, он может привлекать защитные иммунные клетки из окружающих тканей.
«Недавние данные из нашей лаборатории и других демонстрируют, что альфа-синуклеин индуцируется в условиях вирусной и бактериальной инфекции и выполняет иммунную функцию, защищая энтеральную нервную систему, предупреждая адаптивную иммунную систему и заблаговременно предупреждая центральную нервную систему об инфекционном агенте, — отметил первый автор Дениз Барбут. — В условиях хронических инфекций желудочно-кишечного тракта или нарушения кишечной барьерной функции, когда экспрессия альфа-синуклеина превышает его удаление, нейротоксические агрегаты альфа-синуклеина образуют повреждающие агрегаты в энтеральной нервной системе, которые поступают в центральную нервную систему».
Чтобы определить, может ли нацеливание альфа-синуклеина в кишечных нейронах помочь пациентам с болезнью Паркинсона, доктор Барбут, доктор Заслофф и его коллеги в настоящее время проводят клинические испытания с соединением под названием ENT-01. ENT-01 является синтетическим производным скваламина — соединения, первоначально выделенного доктором Заслоффом из желчи клыкача. Он вытесняет альфа-синуклеин из мембран нервных клеток и восстанавливает нормальную электрическую активность кишечных нейронов. Исследователи завершили исследование фазы 2а для 50 пациентов (RASMET) на пациентах с болезнью Паркинсона в 2018 году. У более чем 80% участников благодаря препарату прошел запор, который является распространенным симптомом болезни Паркинсона.
По словам доктора Барбута, «исследование RASMET продемонстрировало, что энтеральная нервная система не необратимо повреждена у пациентов с болезнью Паркинсона, несмотря на давние запоры, которые могут указывать на обратное. Мы считаем, что это первая демонстрация обращения вспять нейродегенеративного процесса у людей». Помимо симптомов кишечника, возможные преимущества наблюдались также при моторных и немоторных симптомах, таких как галлюцинации, депрессия и когнитивные функции.
В настоящее время проводится двойное слепое плацебо-контролируемое исследование фазы 2b (KARMET) с участием 100 человек, оценивающее влияние пероральных таблеток ЛОР-01 на запор и неврологические симптомы.
Болезнь Паркинсона — медленно прогрессирующее расстройство, которое влияет на движение, мышечный контроль и баланс. Это второе по частоте возрастное нейродегенеративное заболевание, поражающее около 3% населения в возрасте 65 лет и до 5% лиц старше 85 лет.
Оставить комментарий