«Почтальон из Лонжюмо» появился в столичной «Новой Опере»

«Почтальон из Лонжюмо» появился в столичной «Новой Опере»

Редкий образец французской комической оперы XIX века «Почтальон из Лонжюмо» от автора всемирно известного балета «Жизель» Адольфа Шарля Адана в «Новой Опере» представили на закрытии 32-го сезона в концертной версии в качестве презентации полномасштабной премьеры уже следующего года. «Почтальоном из Лонжюмо» руководил молодой, специально приглашенный дирижер Клеман Нонсьё, а титульную партию исполнил солист театра Ярослав Абаимов.
Мила и коварна была в роли Мадлен сопрано Мария Буйносова.

Лонжюмо — французский городок, который был первой почтовой станцией между Парижем и Орлеаном, но прославила его именно опера Адана, хотя сюжет либретто Адольфа де Левена и Леона Брунсвика — лишь милая шутка, далекая от реальности. Мировая премьера состоялась в октябре 1836 года в Париже. А действие комической оперы (она же оперетта) начинается и заканчивается свадьбой красавицы Мадлен и обаятельного пройдохи Шаплу, который обладает чарующим голосом. Услышав пение жениха, заезжий интендант Парижской оперы Маркиз де Корси тут же предлагает ему заманчивый ангажемент, деньги и славу.

Забыв о молодой жене, почтальон отправляется за успехом в Париж, где превращается в звезду оперы под именем Сен-Фар. Но 10 лет спустя он встречается с давно забытой женой и, конечно же, не узнав ее (в полном соответствии с правилами драматургии классической оперетты), начинает с ней флиртовать и предлагает даме сыграть свадьбу. Мадлен по-прежнему любит своего Шаплу, но она теперь знатная и богатая (как же иначе!) мадам де Латур и хочет проучить неверного: Шаплу обвиняют в двоеженстве, за что его ждет виселица. По опереточным законам все обманы и превращения раскрываются в счастливом и веселом финале.

Оркестр под палочкой Клемана Нонсьё звучал легко и с истинно французской пикантностью
Все эти шутейные трансформации в театральное представление в июле 2024 года превратит режиссер Евгений Писарев. Пока что по его инициативе лишь немного сократили партитуру и французские разговорные диалоги, составляющие около трети оперы, заменили на звучащими почему-то в записи стихотворными виршами на русском языке от Сергея Плотова, баловавшего публику рифмами типа: чепуха/ха-ха; маркиз/каприз; дружок/голосок.

Единственное, о чем можно серьезно и с восхищением говорить в случае с этим опусом, как ни странно, это о музыке. Вопреки тому, что Адан — автор «Жизели» и соавтор «Корсара», в мировую историю искусства вошел прежде всего как балетный композитор (что означает не первого ряда). Хотя он создатель полсотни опер/оперетт, только «Почтальон из Лонжюмо» оказался шедевром на века. Правда, сей факт не подарил ему счастливой театральной судьбы. И причина того очевидна: заглавная теноровая партия, написанная для настоящего tenore di grazia, требует запредельно виртуозного мастерства и выносливости.

По первоначальному замыслу предполагалось на роль почтальона-премьера пригласить мировую знаменитость Максима Миронова (в свое время в этой опере блистал Николай Гедда), но пришлось обходиться своими силами. Получилось очень достойно. Ярослав Абаимов продемонстрировал и изумительное владение французским языком, и головокружительную музыкальность. Жаль только, что голос звучал заметно устало (певец без замен и страховок провел не только два выступления, но и все репетиции перед премьерой в ежедневном режиме), отчего и все кульминационные верхние ноты зачастую не были достаточно убедительны. Но знаменитая первая песня Почтальона Mes amis, coutez l histoire d un jeune et galant postillon получилась почти безупречно.

Мила и коварна в роли субретки-инженю Мадлен сопрано Мария Буйносова, хотя и не всегда точна интонационно и стилистически, придавая своей героине излишнего примадонства. И особых комплиментов заслуживает оркестр «Новой Оперы», что под дирижерской палочкой молодого француза Клемана Нонсьё, завоевавшего «серебро» на Международном конкурсе имени Рахманинова прошлым летом, звучал необычайно легко, слаженно, но с необходимой, истинно французской пикантностью. Так что пусть не все, но многое уже сделано для будущей премьеры.

«Новая Опера» кроме «Почтальона из Лонжюмо» в сезоне 2023/2024 планирует еще несколько оперных премьер. В октябре будет перенесен из Перми спектакль Константина Богомолова и Филиппа Чижевского по опере Вагнера «Летучий голландец». Увы, театр отказался от запланированной постановки оперы Джона Адамса «Доктор Атомик», которую феноменально в концертном варианте исполнили здесь однажды в начале этого сезона. И самой масштабной и событийной премьерой обещает стать «Война и мир» Прокофьева. Над совместным проектом «Новой Оперы» с Большим театром в лице Молодежной оперной программы работают дирижер Тимур Зангиев и семейный дуэт — режиссер Кирилл Вытоптов и художник Нана Абдрашитова. Премьерой откроется Крещенский фестиваль 19 января.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>