Курятина — самое популярное мясо у россиян. Большая часть производится в России, но племенной материал и яйца на 95 процентов — импорт. Генетики предложили решение: вывели собственных бройлеров. Смогут ли они полностью заменить зарубежных — в материале РИА Новости.
Западные куры захватили Россию
На курятину приходится почти половина потребления мяса в стране — 34 килограмма в год на человека. Продукция поступает в основном с российских птицефабрик. Однако яйца и суточных цыплят закупают за границей.
Схема получения финишного гибрида при четырехлинейном скрещивании
В СССР было полтора десятка собственных линий кур — яичных, мясных и мясояичных. Но отрасль не пережила кризис 1990-х. В последние десятилетия российский рынок фактически поделили между собой два производителя племенного материала — британская Aviagen Group и американская Cobb Vantress. Англичане поставляют кроссы (межпородные гибриды) кур Ross 308, американцы — Cobb 500. По разным оценкам, они контролируют от 95 до 98 процентов рынка (некоторые эксперты говорят даже о 99).
Это совершенно не устраивало правительство. К тому же доминирование только двух игроков негативно сказывалось на цене. Нарушение логистики в разгар пандемии обострило проблему. А сейчас вопрос собственной генетики стал экзистенциальным для российского птицеводства.
«Смена» вместо Ross
К активной разработке собственных аналогов приступили несколько лет назад. Принятая в 2020-м Подпрограмма по созданию конкурентоспособного кросса бройлеров предполагала, что доля российских племенных кур на рынке повысится до 15 процентов. Ставку сделали на сергиевопосадский Всероссийский научно-исследовательский институт птицеводства (ВНИТИП) РАН.
Селекционно-генетический центр «Смена» при институте — единственный из подобных советских учреждений, переживший испытание рыночной экономикой. Удалось сохранить коллектив и полувековой селекционный опыт.
В 2016-м на базе института создали Федеральный научный центр (ФНЦ), в который, помимо ВНИТИП, вошли Ветеринарный институт птицеводства (Ленинградская область) и Всероссийский институт птицеперерабатывающей промышленности (Солнечногорский район Московской области). К этой научной базе присоединились три селекционных центра. В результате разработали кросс «Смена-9».
Недавно завершили производственные испытания. «Наиболее интересные проводились на предприятиях, где выращивается Ross 308, — на том же оборудовании, с тем же персоналом, на тех же кормах. По заключению этих фабрик, по продуктивности наш кросс не хуже импортных, а по некоторым показателям — лучше», — рассказывает РИА
Красная книга в меню: как браконьеры поставляют мясо в элитные рестораны
Среди преимуществ этого кросса — адаптированность к российским условиям. Как поясняет Комаров, речь прежде всего о приспособленности птицы к местным кормам — в этом смысле она менее требовательна.
Еще один плюс «Смены-9» — устойчивая репродукция при стабильной скорости роста. «Петухи отцовской родительской формы обеспечивают высокую оплодотворенность яиц за весь период содержания, так что подсадка молодого петуха не требуется», — сообщили во ВНИТИП.
Все остальные ключевые параметры близки к зарубежным аналогам. «У птицы хороший вес, нет падежа, — говорит доцент кафедры экономики РЭУ Александр Тимофеев. — Мясо не только на груди, но и на лапках, бедрах. Даже на крыльях его много. Растут хорошо. Вес тушки после разделки — 1600-2450 граммов, в основном 1800-1900. Цена тоже приятно удивляет — вдвое ниже, чем на импортных бройлеров».
Отличия от западных кроссов минимальны. Фермеры отмечают повышенную разницу в весе самцов и самок. У «Смены-9» больше жира, но это некритично. Кроме того, заводчики говорят, что у нашего бройлера более скандальный характер: птица не любит, когда ее берут на руки, и, если не принять меры предосторожности, может поцарапать острыми когтями и клювом.
Оставить комментарий