В последнее время Росстат дал нам некоторую надежду: самые простые продукты питания, которые с начала года дорожали какими-то немыслимыми темпами, вроде бы замедлили свой ценовой бег, а некоторые даже начали дешеветь. Надолго ли? В полях идет битва за урожай, ожидается жара из Европы, которая может внести заметные коррективы в уборочную кампанию. А значит, переверстать все наши чаяния на доступность продуктов для народа. Не случайно, эксперты и участники агарного рынка все чаще называют продукты из «зоны риска», которые уже совсем скоро сменят свои ценники на более высокие.Несколько слов об общей ситуации на потребительском рынке. Она не очень оптимистическая. В условиях «ядерных санкций» и изменившейся логистики торговые сети при закупке товара вынуждены делать 100-процентную предоплату. Раньше производитель отводил на реализацию товара 45 дней, а сейчас деньги вперед, да еще и полная стоимость. Торговые сети берут кредиты на предоплату минимум под 10% годовых, которые они обязаны вернуть банку. И учитывают степень риска и разные форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть на пути от производителя до торговой полки.
В общем, там риск (закладывается повышенная цена), здесь риск – в итоге практически все продукты в разной степени будут дрейфовать к повышенным отметкам.
Торговля со своими наценками — лишь одно звено на пути товара к покупателю. А есть много других. Производитель назовет еще кучу причин роста себестоимости своей продукции: корма, сельхозтехника, электричество, газ… Неудивительно, что в нашей экономике все дорожает. Сегодня исключение составляют только овощи, но это сезонное явление. Ближе к зиме наш борщевой набор, как бывало в предыдущие годы, может станет драйвером продовольственной инфляции.
Впрочем, есть одно приятное обстоятельство, которое более-менее удерживает цены. Торговля ограничена в своих аппетитах семипроцентной наценкой на ходовые товары для массового покупателя. Потому цены на народные продукты остаются доступными. Хотя аналитики отмечают, что потребительский рынок сокращается пропорционально снижению покупательского спроса.
По данным Минфина РФ, реальные доходы россиян в нынешнем году снизятся еще на 6,8 % — это весьма ощутимо.
А что будет с ценами, как они себя поведут?
Вот хлеб, он всему голова. При наших высоких урожаях и экспортных возможностях хлебобулочные изделия, казалось бы, должны быть самыми дешевыми в мире. Однако с начала года они потихоньку росли. А недавно Союз пекарей попросил правительство увеличить им субсидии на дешевые сорта хлебобулочных изделий (от батона «Студенческий» до пачки макарон) с 2,5 рубля за килограмм до 7,5. У них выросли затраты на оборудование.
Но на сырье у хлеборобов они еще как выросли в условиях санкций! В разы подорожали запчасти, удобрения, средства защиты растений. Аграрии утверждают, что даже если мы соберем 130 миллионов тонн зерновых – такую цифру называет президент Путин — себестоимость производства составит не 10-12 рублей за килограмм, как год назад, а 15-20.
Надежда лишь на то, что дешевые сорта «для народа» с ограниченной наценкой в 7%, останутся на торговых полках.
По мнению экспертов, молокопродукты, включая сыры, ряженку, кефир и прочее, уже в скором времени подорожают процентов на 20. Спрашиваем фермера: откуда берутся затраты, из чего складывается стоимость?
— 50% в стоимости молока занимают корма, — объясняет фермер и по совместительству доктор экономических наук Дмитрий Валигурский. — Пшеница, овес, кукуруза, жмых, комбикорм… Он сегодня стоит 25-30 рублей, а год назад был 15 рублей за килограмм. Может ли продукция не дорожать? Молочное оборудование тоже подскочило в цене, запчастей и комплектующих нет, а если что и осталось на складах, то подорожало в 2-2,5 раза. Это не все затраты. Товар нужно расфасовать, разлить по бутылкам. Опять-таки год назад литровая бутылка стоила 6 рублей, а сегодня она — 12. Объективно к осени молокопродукты поднимутся в цене.Национальное рейтинговое агентство прогнозирует подорожание мяса птицы примерно на 5%. Называются две причины: издержки производства, которые в нашей стране принято перекладывать на покупателя. И неполное замещение импортных инкубационных яиц. В этом плане отечественные птицеводы остаются в сильной зависимости от западных поставщиков. Из недружественных стран мы перестали закупать инкубационные яйца, а собственными резервами покрыть внутренние потребности пока не можем.
По информации Росстата, с начала года курятина подорожала примерно на 2%, намного меньше, чем средняя продовольственная инфляция. Почти незаметно по сравнению с той же говядиной, которая официально прибавила в цене целых 14%.
В ближайшем времени наш мясной рацион вряд ли изменится. Кстати, из всей мясной линейки курятины мы потребляем более 50%, поскольку на сегодняшний день оно остается самым доступным в ценовом сегменте. В нынешнем году потребление мяса птицы возрастет до 30 килограммов на человека – против 27,7 кг в 2020 году.
Есть надежда, что это щадящее подорожание (если не случится куриного гриппа и падежа птицы) не очень больно ударит по нашему карману. Дело в том, что за первые пять месяцев года производство мяса птицы по сравнению с прошлым годом увеличилось почти на 7%, а при таких запасах, как правило, не бывает резкого роста цен.
А вообще прогнозы по мясу не очень утешительные. В Национальной мясной ассоциации не исключают роста себестоимости разных видов мяса на 15-20%. В основном это касается говядины. Она и сегодня уже не дешевая, 450 рублей за килограмм со скидкой и костями. А если без льгот, то под 600 рублей.
В Россию беспошлинно приходит замороженная говядина — 200 тысяч тонн из Бразилии. Ожидалось, что эта мера позволит сбалансировать цены на внутреннем рынке. Но в магазинах она почему-то не дешевеет. По всей цепочке логистики из Латинской Америки каждый посредник закладывает свою накрутку в цену, так как не знает, что будет завтра, через месяц или даже через полгода. Это и дает конечный рост цены.
Как считает кандидат экономических наук, ведущий передачи «Сельский час» Игорь Абакумов, по части подорожания в «зоне риска» остается красное мясо – говядина и баранина. Оно продолжит дорожать, так как ближе к зиме возрастет стоимость кормов, ГСМ, запчастей, электричества – в общем, всего, что связано с отечественным животноводством.
— Цены на подсолнечное масло до конца года особо нас тревожить не будут, — считает он. – А вот со следующего года появятся проблемы. Правительство запретило экспорт семечки подсолнечника из-за того, что не загружаются мощности маслоперерабатывающих предприятий. Когда шла реализация нацпроекта по развитию АПК в начале 2000-х годов, их построили много, причем по последним технологиям. Но сырьевую базу не проработали. Чтобы маслобойни не простаивали, правительство запретило экспорт семечки. Крестьяне сократят посевы подсолнечника в будущем году. Постное масло подорожает.
Оставить комментарий