Переговоры президентов России и Турции в Сочи продолжались около четырех часов. Владимир Путин констатировал прогресс в торговых отношениях. Много времени уделили вопросам энергетического сотрудничества — особенно проектам «Турецкий поток» и АЭС «Аккую». Реджеп Тайип Эрдоган пригласил российского коллегу на церемонию заливки бетона на этой атомной станции. Также, конечно, речь шла о Сирии и борьбе с террористами.
«Есть все основания полагать, что нам удастся полностью компенсировать прошлогодний спад», — заявил Путин, выступая перед журналистами. «Такой прогресс связан с последовательным снятием торговых барьеров и ограничений», — добавил он.
В Сочи лидеры обсудили меры по ликвидации оставшихся ограничений и с участием министров и глав компаний предметно рассмотрели взаимодействие в сфере энергетики. «Это касается «Турецкого потока», сооружения АЭС «Аккую» — в ближайшее время «Росатом» начнет практическую стадию реализации проекта», — объявил Путин.
«Обсуждали, разумеется, и проблемы сирийского урегулирования, — продолжил президент РФ. — На фоне достигнутых успехов по борьбе с террористами мы согласны, что нужно продвигать процесс политического урегулирования».
Путин проинформировал коллегу о совместном заявлении с США по Сирии в Дананге. А именно — о планах окончательно добить ИГИЛ (запрещенная в России террористическая группировка — прим. «РГ»), неукоснительно обеспечить сувернитет и территориальную целостность Сирии.
Рассказал Путин и об итогах недавней поездки в Иран и встречах с иранским руководством, а также отметил результат астанинского процесса. «Уровень насилия, безусловно, снизился», — оценил он. «Создаются благоприятные условия для продвижения сирийского диалога под эгидой ООН», — считает российский лидер.
Главы государств намерены продолжить практику частых встреч. Как сказал Путин, «делового неформального обмена мнениями, корректировки наших планов и подведения итогов работы». «Наши встречи проходят очень оперативно, не забюрокрачено, без лишних дипломатических процедур», — сказал он. Напомним, что несколько дней назад во Вьетнаме именно сложные протокольные согласования так и не вылились в отдельную встречу Путина и американского лидера Дональда Трампа.
«В течение года я посещаю Россию третий раз, — кивнул Реджеп Тайип Эрдоган. — Сегодня наша встреча уже шестая». «Мы пришли к согласию относительно углубления наших отношений, — добавил он. — Наши встречи интенсивно продолжаются, как и телефонные разговоры».
«Наряду с политическим диалогом можно сказать, что и экономические наши отношения вышли уже на высокий уровень, — оценил Эрдоган. — В ходе визита в марте в Россию мой дорогой друг господин Путин обрадовал меня, что уже сняты ограничения на ввоз некоторых сельхозкультур. За прошедшее время наши интенсивные контакты продолжались по всем направлениям. Был облегчен ввоз баклажан, помидоров и гранатов. Но желаем, чтобы и все остальные ограничения также были устранены».
«Надо устранить препоны для предпринимателей, чтобы достигнуть сто миллиардной отметки товарооборота», — призвал Эрдоган. «Имеет большое значение возвращение прежнего безвизового режима», — также сказал он.
Говоря про проекты «Турецкий поток» и АЭС «Аккую», Эрдоган подчеркнул, что придает большое значение их своевременному осуществлению. «С радостью узнали, что строительство российской части трубопровода уже завершено, — заметил он. — Относительно нашей части мы пристально следим за этим процессом и желаем, чтобы в последующие недели мы провели церемонию заливки первого бетона на «Аккую». «Если программа президента Путина позволит, желаем вместе принять участие в ней», — пригласил он.
«Удалось обсудить и региональные, и международные вопросы, — также рассказал Эрдоган. — Это особенно касается сирийского конфликта. Астанинские встречи, а также меморандум по снижению деэскалации внес определенный вклад в снижение насилия в этом регионе… Появилась почва сосредоточиться на политическом решении». Также он добавил, что считает важным совместное заявление президентов России и США во Вьетнаме.
«Удовлетворен, что отношения между нашими странами вышли на новый очень сильный уровень, — заключил турецкий лидер. — Несомненно, этот уровень мы считаем недостаточным. Обе стороны согласны, что страны и народы должны находиться в тесном и сильном сотрудничестве». «Особенно придаю большое значение совместным усилиям в оборонной промышленности», — добавил он.
Оставить комментарий