«Шальные годы Монпарнаса» представляет Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Атмосферу разгульной жизни французской богемы начала ХХ века можно почувствовать на примере работ двух художников «Парижской школы» — Жюля Паскина и Леонара Фужиты. У творцов не было программы, но было непреодолимое стремление к свободе, — и в творчестве, и в жизни.
Фужита и Паскин жили в Париже в одно время, и их представления об этом городе в общем-то похожи. И у одного, и у второго сцены парижской жизни выглядят достаточно легкомысленно и откровенно. Фужита любил женщин и кошек, и часто их изображал. Паскин к животным особых чувств не испытывал, но тоже очень часто изображал женщин. Жрицы любви и натурщицы в их творчестве занимают особое место.
Обнаженные Фужиты все написаны в европейской технике. Но в каждой работе заметны его азиатские корни — четкие линии, матовая, молочно-бледная кожа. Во Францию Фужита переехал из Японии, и сразу получил прозвище – «самурай с Монпарнаса».
Сильви Бьюссон, эксперт по наследию Леонара Фужиты (Франция): «Я бы сравнила его с кошкой. Ведь он их любил, да и сам был чем-то похож. С одной стороны, он был скрытным, таинственным, даже ускользающим. И в то же время, это был человек, который мог взорваться, был очень ярким, любил маскарады, переодевания, балы. Он был настоящей звездой Монпарнаса».
На этих фото художник с женой – на балу они могли появиться в набедренной повязке и в прозрачной ткани на голое тело. В нем уживались экстравагантность, аскетизм и общительность, он живо реагировал на массовую культуру. В этих детях с головами кукол и взрослых нарядах японцы сейчас видят рождение манги… Когда Леонард Фужита приехал в Японию, Жюль Паскин был уже знаменит.
Бенуа Сапиро, коллекционер (Франция): «Ни один праздник в Париже не обходился без Паскина. Он любил веселье и часто сам его устраивал. Подобные праздники нередко заканчивались оргиями, даже галлюцинациями. А сам Паскин часто сидел в стороне и делал зарисовки. Для него все эти праздники были способом находить новые типажи и держать себя в тонусе».
О Паскине писал Хэмингуэй. О том, как встретил его в кафе с двумя натурщицами – художник любил фривольные компании и женское общество. Много путешествовал – и этой части его жизни на выставке посвящен отдельный зал. Жюль Паскин в истории искусства остался автором точных, смелых, выразительных портретов. Но творческая жизнь его была недолгой.
Люси была возлюбленной художника. Ее имя он написал кровью перед смертью. Он был подвержен депрессиям, его последнюю выставку раскритиковали. В день его похорон все парижские галереи были закрыты.
Оставить комментарий